Введение:
Банки занимают значительное место, как в жизни каждого человека, так и в экономике государства в целом. Здоровая и эффективная банковская система является необходимым фактором для развития экономики страны.
Банки - не просто хранилища денег и кассы для их выдачи и предоставления в кредит. Они представляют собой мощный инструмент структурной политики и регуляции экономики, осуществляемой путем перераспределения финансов, капитала в форме банковского кредитования инвести¬ций, необходимых для предпринимательской деятельности, созда¬ния и развития производственных и социальных объектов. Бан¬ки могут направлять денежные средства, финансовые ресурсы в виде кредитов в те отрасли, сферы, регионы, где капитал най¬дет лучшее, полезное, эффективное применение.
Хотя банковская система присуща любой экономике, толь¬ко в условиях рыночной экономики она приобретает роль цен¬трального звена финансового контура управления. Господству¬ющая роль товарно-денежных отношений в экономике рыночного типа выдвигает на первый план проблему регулирования денеж¬ного обращения, а посредством него - всей хозяйственной де¬ятельности.
Банки как центры управления финансово-кредитными процессами во всем многообразии их проявлений имеют непреходящее значение в рыночной экономике.
За историю свого существования банковская система России претерпела значительные изменения.
После кризиса в августе 1998 г. появилась острая необходимость реструктуризации банковской системы России.
Для ликвидации этого кризиса был проведен комплекс организационных процедур, который привел к частичному оздоровлению банковского сообщества. Но на настоящий момент реструктуризация банковской системы еще не закончена.
Глава 2:
Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) является специализированной государственной организацией, созданной для финансового оздоровления социально значимых банков и защиты интересов их кредиторов. Основной механизм работы Агентства по достижению поставленных целей - улучшение качества портфеля проблемных активов.
Решение о создании Агентства было принято в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1998 года. № 1642-р.
6 января 1999 года Агентство было зарегистрировано в виде небанковской кредитной организации как открытое акционерное общество с уставным капиталом 10 млрд. рублей. Учредителем Агентства стал Российский фонд федерального имущества (РФФИ).
К практической деятельности АРКО приступило после оплаты уставного капитала в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" и получения лицензии Банка России (22 марта 1999 года).[2].
До июля 1999 года реструктуризация банков осуществлялась на добровольной основе, путем заключения соглашений с их акционерами. За этот период Агентство провело переговоры и рассмотрело документы по реструктуризации 46 банков. В результате отбора предложенных проектов были приняты решения об участии Агентства в реструктуризации 17 кредитных организаций. В последующем, реализация двух проектов была прекращена: проекты реструктуризации Промстройбанка России (в связи с отзывом лицензии) и АКБ "Хованский" (в связи с последующим отказом банка).
Со вступлением в силу 13 июля 1999 г. Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" начался второй этап деятельности Агентства - этап "принудительной" реструктуризации банков.
Агентство из акционерного общества было преобразовано в некоммерческую организацию новой организационно-правовой формы - государственную корпорацию.
Закон определил критерии социально значимых банков, в реструктуризации которых Агентство может принять участие. Они характеризуются следующими параметрами:
- для банка "федерального уровня" - доля вкладов граждан или доля предоставленных им кредитов должны быть не менее 1 процента соответствующих показателей для всей банковской системы;
- для "регионального уровня" соответствующие показатели должны быть не менее 20 процентов.
Заключение:
В ходе дипломной работы были обобщены литературные сведения о развитии банковской системы в России, проанализировано современное состояние и рассмотрены возможные пути оздоровления и перспективы дальнейшего развития банковского сектора в России.
В первой главе была рассмотрена история создания и возникновения банков в России, были описаны особенности реструктуризации банковской системы РФ, также был проведен анализ современного состояния банковской системы, который позволяет сделать следующие выводы.
Развитие банковского сектора в целом характеризуется дальнейшим закреплением позитивных тенденций роста.
Была выявлена положительная динамика таких показателей.
Соотношение активов банковского сектора и ВВП. Эта тенденция будет продолжаться. Анализ других развивающихся рынков показывает, что Россия находится в начале кривой ускоренного роста и существует потенциал удвоения суммарных банковских активов в ближайшие пять лет.
Увеличилась склонность к организованным сбережениям населения в банковской системе. Растут объемы вкладов физических лиц, что объясняется ростом личных доходов граждан и восстановлением доверия к банковской системе в целом. Подписанный президентом в конце декабря 2003 г. Закон о государственном страховании вкладов населения еще более ускорит этот процесс.
Наряду с увеличением объема вкладов физических лиц растет и их доля в совокупных пассивах банка.
Наблюдается положительная динамика роста долгосрочных ресурсов банков. Основным фактором, обеспечивающим этот процесс, служит рост депозитов физических лиц, привлеченных на срок свыше одного года.
Это позволяет увеличивать вложения кредитных организаций в реальную экономику.