Введение:
В процессе снабженческой, производственной, сбытовой и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяется структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие финансовое состояние предприятия.
Одной из самых главных задач предприятия является оценка финансового положения предприятия, которая возможна при совокупности методов, позволяющих определить состояние дел предприятия в результате анализа его деятельности на конечном интервале времени.
Финансовое состояние предприятия характеризуется широким кругом показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов, финансовую устойчивость предприятия, ликвидность баланса. В условиях массовой неплатежеспособности предприятий и практического применения ко многим из них процедуры банкротства объективная и точная оценка их финансового состояния приобретает первостепенное значение.
Анализ финансового состояния предприятия позволяет изучить состояние капитала в процессе его кругооборота, выявить способность предприятия к устойчивому функционированию и развитию в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды.
Цель финансового анализа – оценка будущего потенциала, оценка прошлой деятельности предприятия и его положение на данный момент, определение финансового состояния на ту или иную дату, что помогает ответить на вопрос, насколько правильно предприятие управляло финансовыми ресурсами в течение периода, предшествовавшего этой дате.
В конечном результате, после анализа, руководство предприятия получает картину действительного финансового состояния, а лица, непосредственно не работающие на данном предприятии, но заинтересованным в его финансовом состоянии (например, кредиторам, которые должны быть уверены, что им заплатят; аудиторам, которым необходимо распознавать финансовые хитрости своих клиентов; вкладчикам и др.) - сведения, необходимые для беспристрастного суждения (например, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестиций и т.п.).
Глава 3:
1. Среди прочих оперативных мероприятий следует отметить также ценовую политику фирмы. Ранее в условиях планово-распределительной системы предприятие занимало практически монопольное положение на рынке и не испытывало недостатка в платежеспособном спросе на свою продукцию. С переходом на рыночные отношения, на рынке появились более технологичные конкуренты (Иркутск, Братск), которые смогли предложить продукцию приемлемого качества по более низкой цене и завоевать своего потребителя. Предприятие оказалось не в состоянии мобильно отреагировать на изменение во внешней среде, что вызвало падение производства и соответствующую недогрузку мощностей.
Так называемая демпинговая ценовая политика, направленная на вытеснение конкурентов. Безусловно, данную тактику предприятие не может применять долго, т.к. это связано со значительными издержками. Однако расширение рынка сбыта за счет захвата освободившихся ниш позволит увеличить программу выпуска продукции, загрузить оборудование и выйти на проектные мощности. Максимальное использование имеющихся ресурсов позволит получить необходимую экономию на масштабе производства и в дальнейшем поддерживать издержки производства на достаточно низком уровне, что сгладит неизбежное обратное повышение цен. Необходимо также изменение ассортимента выпускаемой продукции, чтобы максимально удовлетворить запросы потребителей.
2. Неэффективное использование основных фондов влечет за собой дополнительные издержки в виде налога на имущество, которое не приносит доход, а также прочих затрат по обслуживанию простаивающего оборудования и неиспользуемых площадей.
3. Возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли прежде всего на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли (прибыли, которая остается в распоряжении предприятия). В процессе распределения чистой прибыли предприятие вправе самостоятельно определить способ распределения прибыли.
Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервного фонда либо непосредственным её распределением по отдель¬ным направлениям. В первом случае предприятие должно составить сметы расходования фондов потребления и накопления в виде дополнения к фи¬нансовому плану. Во втором случае распределение прибыли отражается не¬посредственно в финансовом плане.
4. Снижение себестоимости продукции за счет применения новых технологий и материалов приведет к увеличению на соответствующую величину прибыли, которая отразится на счете и увеличит размер собственных источников СИ, а также привлечет новых покупателей.
Заключение:
Финансовое состояние предприятия характеризуется составом и размещением средств, структурой их источников, скоростью оборота капитала, способностью предприятия погашать свои обязательства в срок и в полном объеме, в ры¬ночной экономике оно отражает конечные результаты деятельности предприятия.
Цель финансового анализа - оценить финансовое состояние предприятия на основании выявленных результатов, дать рекомендации по его улучшению
Данный анализ необходим для оценки удовлетворительности структуры баланса, возможности отнесения предприятия к категории банкротов, а также для оценки возможности восстановления платежеспособности за определенный период. Результаты анализа во многом определяют целесообразность восстановительных процедур, их характер и направленность.
Финансовый анализ является непременным элементом как финансового менеджмента на предприятии, так и экономических взаимоотношений его с партнерами, с финансово-кредитной системой, с нало¬говыми органами.
Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, сгруппированных в определенные формы, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия за отчетный период. Финансовое состояние предприятия оценивается прежде всего по статьям бухгалтерского баланса и приложениям к нему.
Методами финансового анализа являются: диалектический метод познания, метод сравнения, графический, балансовый, группировки, средних и относительных величин, эвристический метод, метод оптимизации решения экономических задач, метод вертикального, горизонтального, трендового анализа, метод с использованием коэффициентов, технические способы и приемы анализа.