Введение:
Положения, определяющие отношения, связанные с куплей-продажей, открывают разд. IV Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), посвященный отдельным видам гражданско-правовых обязательств (гл. 30 ГК РФ). По существу, структура гл. 30 ГК РФ, круг решаемых в ней вопросов, расположение ее норм и даже их язык во многом определяли методологические подходы к регулированию и всех иных гражданско-правовых договоров (аренды, займа, подряда, перевозки и др.).
Актуальность работы заключается в том, что договор купли-продажи является одним из типов договоров, регулирующих обязательства по передаче имущества. Этим объясняется широкое применение договора купли-продажи в имущественном обороте.
Предмет и метод работы обусловлен тем, что в последнее время сфера применения договора купли-продажи значительно расширилась. Правила о купле-продаже должны субсидиарно (дополнительно, вспомогательно) применяться к купле-продаже имущественных прав, результатов интеллектуальной деятельности, фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания и иных средств индивидуализации гражданина или юридического лица, выполняемых ими работ или услуг, если иное не вытекает из содержания или характера. К продаже ценных бумаг и валютных ценностей указанные положения о купле-продаже применяются, если законом не установлены специальные правила их продажи.
В ГК РФ сохранено традиционное определение договора купли-продажи, выражающее его неизменную суть: продавец обязуется передать товар в собственность покупателя, а последний обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную цену. Кодекс исходит из того, что закон не может и не должен регламентировать каждый шаг продавцов и покупателей. Условия продажи по общему правилу могут быть ими определены полностью самостоятельно. И здесь возможны многостраничные тексты договоров, являющиеся результатом тщательного согласования.
Глава 3:
При этом Минфин упорно "гнет свою линию": расходы, связанные с реализацией товаров, нельзя учесть в составе расходов по оплате стоимости покупных товаров в соответствии с пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, поскольку положения ст. 268 НК РФ на "упрощенцев" не распространяются (см., например, п. 2 Письма Минфина России от 09.06.2004 N 03-02-05/2/31). Аналогичным образом решается вопрос и с расходами, связанными с приобретением товаров (при условии, что они не включены в покупную цену товаров).
Что же касается налоговиков, то они обосновывают свой отказ следующим образом. Перечень расходов, учитываемых при исчислении единого налога, является закрытым. Расходы, связанные с реализацией товаров (в частности, расходы на хранение, транспортировку товаров), в нем не поименованы (см., например, Письмо МНС России от 09.07.2004 N 22-1-14/1184@).
Вот и все. Налоговиков совершенно не смущает тот факт, что подобные расходы прямо указаны в пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ, нормами которой они обязывают руководствоваться "упрощенца" при признании им расходов по оплате стоимости товаров.
А вот из разъяснений, приведенных в Письме МНС России от 17.06.2004 N 22-1-14/1058@, вообще следует, что расходы по оплате стоимости товаров признаются без учета положений ст. 268 НК РФ.
Видимо, решение о том, применять или не применять положения ст. 268 НК РФ, налоговые органы принимают в зависимости от того, к какому результату это приведет. Если речь идет о более позднем сроке включения в расходы стоимости товаров, то принимается решение применять, а если об уменьшении доходов на сумму дополнительных расходов, связанных с их приобретением и реализацией, - то, конечно же, не применять. Такой вот избирательный подход.
"Пунктом 2 ст. 346.16 Кодекса не предусмотрено, что расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам)), принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 268 Кодекса" (Письмо МНС России от 17.06.2004 N 22-1-14/1058@).
Доставка товаров (от поставщика или до покупателя) может осуществляться силами сторонних организаций.
К материальным расходам, принимаемым при исчислении единого налога в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, относятся, в частности, расходы на оплату транспортных услуг сторонних организаций (предпринимателей) по перевозкам грузов внутри организации и доставке готовой продукции в соответствии с условиями договоров (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Однако торговые организации (предприниматели, осуществляющие перепродажу товаров) Минфином России исключены из числа налогоплательщиков, которые вправе применять вышеназванные положения ст. 254 НК РФ, поскольку речь в них идет о доставке готовой продукции, а не товаров. Следовательно, такие налогоплательщики не могут учесть расходы на оплату услуг транспортных организаций по доставке товаров и по оплате транспортных услуг поставщиков и в составе материальных расходов (см. Письма Минфина России от 14.03.2005 N 03-03-01-04/1/65, от 10.11.2004 N 03-03-02-04/1/47).