Введение:
Актуальность и научная новизна дипломной работы заключается в том, что в январе 2005 г. упрощенная система налогообложения, которая была введена гл.26.2 Налогового кодекса РФ, отметит свой второй день рождения. Для развивающейся системы налогообложения такой срок является достаточно серьезным для того, чтобы говорить о некоторых итогах, делать анализ и какие-то выводы. Упрощенная система налогообложения в ее сегодняшнем виде - это, так сказать, вторая попытка законодателя. До 2003 г. под очень похожим названием существовала ее налоговая предшественница - упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, которую все ругали за "недоделанность" и не очень охотно использовали для юридических лиц. Действительно, во многом новая "упрощенка" значительно лучше старой. Вот только некоторые аспекты действующего налогового режима "упрощенки", к сожалению, доставляют бухгалтерам затруднения, которые довольно сложно преодолеть. При этом практика показывает, что с подобными ситуациями зачастую сталкиваются даже опытные бухгалтеры, которые не один год отработали на обычной системе налогообложения, а в "упрощенку" пришли или за "легкими деньгами", или за спокойствием. А кто-то, возможно, и в поисках новых ощущений.
Глава 3:
Вторая сфера законодательства, чьи требования отбирают льготу для "упрощенцев" в части ведения бухгалтерского учета своей деятельности, регулирует антимонопольные вопросы. Конечно, сам по себе крошечный "упрощенец" вряд ли заинтересовал бы грозный комитет по антимонопольной политике. Но, являясь частью холдинга, применяющая "упрощенку" организация будет обязана формировать бухгалтерскую отчетность по данным бухгалтерского учета, чтобы не подвести другие предприятия, включенные в ту же группу. Ведь, скажем, требования ст.ст.17 и 18 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" во многом оперируют показателями "суммарная стоимость активов" группы лиц (предприятий). И, надо заметить, невыполнение требований антимонопольного законодательства карается весьма чувствительно, вплоть до признания сделок недействительными и даже до ликвидации организации. Но даже если удастся отделаться административным штрафом, то его величина может быть очень существенной.
Но вообще практика показывает, что привлекательность льготы для "упрощенцев" в части освобождения от ведения бухучета довольно сомнительна. Ведь если придется в добровольном или принудительном порядке перейти обратно на общий налоговый режим, бухгалтеру предстоит кропотливая и неблагодарная работа по восстановлению запущенного (фактически потерянного) учета безо всякой гарантии на удачный результат.
Стоит добавить еще и такой аргумент. Хотя для организаций-"упрощенцев" и оставлена только обязанность осуществлять в полном объеме бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов (а значит, и вести первичную учетную документацию по данным участкам учета), от необходимости оформления и хранения прочих первичных документов и регистров "упрощенцев" никто не освобождал. Как указано в п.4 ст.346.11 Налогового кодекса РФ, для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые применяют упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
Что касается первичной документации, то ее ведение для субъектов "упрощенки" остается обязательным, но уже на основании требований не бухгалтерского, а налогового законодательства. Ведь п.2 ст.346.16 Налогового кодекса РФ установлено, что в рамках упрощенной системы налогообложения расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п.1 ст.252 Налогового кодекса РФ: расходы должны быть обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом в разд.9 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729) указано, что основанием для ведения налогового учета являются те же самые документы, что и для ведения бухгалтерского учета.
Заключение:
Упрощенная система налогообложения является одним из видов специальных налоговых режимов, широко применяемых организациями и индивидуальными предпринимателями. Это связано с простотой ведения учета и тем, что вместо совокупности налогов, уплачиваемых при обычном режиме налогообложения, лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают единый налог.
Какие налоги не платят лица, перешедшие на "упрощенку"? Перечень таких налогов установлен в п.2 ст.346.11 Налогового кодекса РФ.
Для организаций это:
- налог на прибыль;
- налог на имущество;
- единый социальный налог;
- налог на добавленную стоимость (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).
Для индивидуальных предпринимателей:
- налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности).
При получении доходов в качестве физического лица (от продажи личного имущества и т.п.), а также с доходов, уплачиваемых наемным работникам, налог на доходы физических лиц начисляется и платится индивидуальными предпринимателями в общеустановленном порядке;
- налог на имущество (в отношении имущества, используемого при осуществлении предпринимательской деятельности);
- единый социальный налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых индивидуальными предпринимателями в пользу физических лиц;