Введение:
Актуальность темы обусловлена следующими положениями. В связи с планомерным переходом России от государственного регулирования экономики к рыночным отношениям, постоянным возникновением новых негосударственных структур, в том числе акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, частных и акционерных банков, страховых организаций и других финансовых институтов, в основе которых лежит частный капитал, в России объективно возникла необходимость более пристально обратить внимание аудиторского сообщества к фактам структуризации обществ. Потребность внутрироссийского рынка в аудите учредительных документов и расчетов с учредителями обусловлена фактами активизации процессов реструктуризации общества.
Актуальность проблемы реструктуризации предприятий в условиях неплатежеспособности предприятий обусловлена несколькими причинами, главными из которых являются переход России к рыночной экономической системе, финансовая неустойчивость предприятий, повышение финансовых рисков предприятий в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной борьбы между компаниями и группами компаний в различных сегментах рынка, борьба за передел собственности и ряд глубоких финансово – экономических кризисов, постигших российскую экономику за последние десять лет.
Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. В своей деятельности аудитор руководствуется законодательством, а также, являясь объектом предпринимательского права, и собственными экономическими интересами. В условиях конкуренции в аудиторском бизнесе это экономически способствует качественному проведению проверок и выделению на рынке аудиторских услуг наиболее профессиональных аудиторов и фирм. В свою очередь, любое предприятие имеет возможность выбора, в качестве партнера, наиболее квалифицированного, независимого от каких-либо ведомственных интересов специалиста, мнение которого может оказать положительное влияние на будущую финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Государство же получает дополнительную возможность контроля за достоверностью финансовой отчетности предприятий за их собственный счет, не расходуя на это дополнительные бюджетные финансовые ресурсы.
Глава 3:
Здесь необходимо помнить, что полученную в ходе экспертизы учредительных документов информацию аудитор может использо¬вать при проверке других участков и операций учета. Поэтому в рабочих документах ему следует определять влияние полученной информации на формирование полного аудиторского суждения.
В ходе экспертизы учредительных документов необходимо уста¬новить:
1. структуру управления экономическим субъектом и полномо¬чия руководителей всех уровней при принятии соответствующих управленческих решений;
2. своевременно ли внесены в учредительные документы изме¬нения (бели они были);
3. виды деятельности экономического субъекта;
4. учредителей экономического субъекта;
5. размер уставного капитала и доли каждого учредителя;
6. адекватность методов оценки вносимых учредителями долей в уставный капитал в натуральной и нематериальной формах;
7. своевременно ли учредители внесли свои доли в уставный капитал;
8. в каком размере и виде учредители внесли свои доли в ус¬тавный капитал;
9. правильность оформления документов по взносам в устав¬ный капитал;
10. организационно-правовую форму экономического субъекта;
11. является ли проверяемый экономический субъект субъектом малого предпринимательства;
12. предусмотрено ли в уставе осуществление внешнеэкономиче¬ской деятельности;
13. счета, которые имеет право открывать экономический субъ¬ект в учреждениях банков;
14. предусмотрено ли в уставе создание резервного и других фондов;
15. имеет ли право экономический субъект создавать на терри¬тории РФ и за рубежом филиалы и другие структурные подразделе¬ния, выделенные на самостоятельный баланс;
16. наличие лицензии на осуществление видов деятельности, под¬лежащих лицензированию в соответствии с действующим законода¬тельством;
17. порядок распределения прибыли, оставшейся в распоряже¬нии экономического субъекта по итогам года после уплаты обяза¬тельных платежей;
18. правильность исчисления доходов учредителей и акционеров и удержания налога на доходы;
19. правильность оформления бухгалтерской документации и со¬ставления бухгалтерских проводок по формированию уставного ка¬питала;
20. соответствие записей в первичных документах записям в регистрах бухгалтерского учета по счетам 75 «Расчеты с учредите¬лями» и 80 «Уставный капитал».
21. следует проверить, нет ли в числе учредителей юридических лиц с неликвидным балансом или объявленными банкротами.
Эти данные потребуются аудитору при проверке других участ¬ков и операций бухгалтерского учета экономического субъекта.
Заключение:
Аудит учредительных документов заключается в тщательной проверке юридических оснований на право функционирования экономического субъекта в соответствии с действующим законодательством.
При проверке необходимо определить предмет деятельности предприятия и имеются ли:
• устав или учредительный договор экономического субъекта;
• свидетельство о государственной регистрации предприятия;
• протоколы собраний учредителей;
• свидетельство о регистрации в Министерстве экономики РФ для экономических субъектов с участием иностранного капитала;
• документы, подтверждающие права собственности учредителей на имущество, вносимое в оплату приобретенных ими акций при государственной регистрации общества с участием государственных или муниципальных предприятий;
• свидетельства о регистрации в органах статистики, государственной налоговой инспекции, Пенсионном фонде РФ, в Фонде занятости, Фонде социального страхования, Фонде обязательного медицинского страхования, в экологических фондах;
• договор на банковское обслуживание;
• проспект эмиссии;
• реестр акционеров для акционерных обществ.
• лицензии и разрешения на определенные виды деятельности;
• А также необходимо выяснить:
• кто является учредителями предприятия;
• размер уставного капитала и доли каждого учредителя;
• организационно-правовую форму предприятия (госпредприятие, товарищество, акционерное общество и т.д.);
• предусмотрено ли в уставе создание резервного и других фондов;
• имеет ли право предприятие создавать на территории РФ и за рубежом филиалы и другие структурные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс;
• порядок распределения чистой прибыли предприятия;
• какая организация является органом управления товариществом;
• какие счета имеет право открывать экономический субъект в учреждениях банков.
Целью данного аудита является установление соответствия учредительных документов организации нормам действующего законодательства, правильности формирования уставного капитала.
Задачей аудита является изучение статуса юридических документов, сферы деятельности и права функционирования юридического лица, наличие лицензий по видам деятельности, проверка порядка формирования и изменения уставного капитала.