Введение:
Данная дипломная работа посвящена анализу инвестиционного климата России и проблем, связанных с привлечением иностранных инвестиций во второй половине 90-хх гг. Избранная тема весьма актуальна в настоящее время, так как среди важных факторов развития рыночных отношений в России существенное место занимает привлечение иностранного капитала в реальный сектор экономики. Ранее, в условиях административно-командной экономики страна была полностью удалена от потоков движения капитала. Между тем в странах Запада международная миграция капитала привела к углублению интернационализации хозяйственной жизни.
Рост вывоза капитала из одних промышленно развитых стран в другие отражает углубление международного разделения труда и интернационализацию производства. Современное производство под влиянием НТР становится все более сложным. Растет число видов и подвидов производств и их развитие оказывается экономически нецелесообразным в рамках отдельных стран. Усиливается развитие международной специализации и международной кооперации производства Производство конечного продукта расчленяется на отдельные участки производства, которые оказываются в разных странах.
Следуя за развитием производства, капитал также интернационализируется. Перелив капитала из одной страны в другую отражает стремление компаний сосредотачивать в своих руках отдельные этапы производства продукта, оказавшиеся в разных странах. Компании промышленно развитых стран, особенно крупные, становятся все более транснациональными, выходя за национальные границы. Образование крупных ТНК, у которых имеются предприятия, расположенные в разных странах, ведет к ускорению международной специализации и международной кооперации, так как у одного собственника предприятия есть возможность развивать производственные связи.
Таким образом, взаимное движение капитала и образование на его базе ТНК выступают важнейшими факторами углубления экономической взаимозависимости стран в мировом хозяйстве.
Глава 3:
Именно в данный период правительство занимает достаточно консервативную позицию по отношению к существующим СЭЗ и созданию новых. Позднее в так называемом правительственном варианте проекта Закона « О свободных экономических зонах» допускается возможность организации исключительно локальных СЭЗ нескольких видов. Правительство допускает возможность формирования исключительно локальных зон (площадью до 1-2 кв. км) двух видов- «свободных таможенных зон и зон экспортного производства». Такая регламентация размеров и видов зон обосновывалась необходимостью более реалистичного подхода к масштабности зональных проектов и целесообразности придания зонам преимущественно внешнеэкономической направленности.
Исключением из этого правила явилось восстановление в июле 1993 года режима беспошлинной торговли в пределах всей территории Калининградской области, а в июле 1994 года была создана зона экономического благоприятствования в Ингушетии.
Специальным Указом Президента РФ в 1995 году все индивидуальные таможенные льготы были вновь официально отменены, однако центростремительные силы не собирались «сбавлять обороты». Так, уже в январе 1996 года получает одобрение Совета Федерации и подписывается Президентом Закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области», возвращавший ей режим таможенной экстерриториальности.
В основном же большинство СЭЗ, созданных в начале 90-х гг. фактически лишились сегодня ранее представленных федеральных преференций, а решение о создании новых носит чисто декларативный характер без концептуального обеспечения и механизма реализации. Классическая идея стимулирования предпринимательской активности через выборочную либерализацию инвестиционного климата заменяется, как правило, обычным лоббированием региональных интересов по снижению обязательных платежей в федеральный бюджет.
Принятие базового закона «О свободных экономических зонах», определившего бы «правила игры» в данной области, до настоящего времени откладывается, что является одной из основных причин стихийного и сумбурного решения вопроса о СЭЗ в России.
В данной ситуации специалисты предлагают следующие рекомендации:
Исследование мирового опыта в создании СЭЗ констатирует последовательность и конструктивность действий властей в данном направлении, и как результат- только выигрыша для национальной экономики. Сказанное подтверждается тем, что рациональное использование иностранных инвестиций способствует развитию национального производства, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда, а самое главное- экономическому развитию «бесперспективных» и экономически отсталых регионов. В выигрыше остается и национальный бюджет, так как приток иностранных капиталовложений в реальные сектора экономики способствует расширению налогооблагаемой базы.
Заключение:
Глубокий кризис конца лета 1998 года привел к изменению положения с иностранными инвестициями в России. После отказа от долговых обязательств перед иностранными кредиторами страна может надолго остаться без серьезных внешних поступлений капитала в какой-либо форме. Между тем, по имеющимся оценкам, в настоящее время собственные средства российских предприятий составляют не более одной четверти от того объема инвестиционных потребностей, которые, как предполагается предстоит удовлетворить по мере перехода российской экономики к росту.
Основными составляющими инвестиционной политики преуспевающих стран являются: во-первых, последовательная либерализация ограничений и запретов при сохранении внутренней стабильности, исходя из политических и экономических интересов; во- вторых, отраслевое регулирование размещения прямых инвестиций с целью не допустить усиления влияния иностранного капитала на стратегически значимые направления, что создает предпосылки для оптимизации экономической структуры.
Инвестиционный режим современной России все еще сильно отличается от общепринятых международных норм и правил регулирования капитальных вложений. Кроме того, серьезными ограничителями развития инвестиционной деятельности в России являются широко распространенные негативные факты криминализации экономики, бюрократического произвола и др.
Правовая основа РФ нуждается в серьезном улучшении. В настоящее время в России эффективность специального национального законодательства об иностранных инвестициях, которое должно направить деятельность иностранных инвесторов в желаемое для государство русло, как показывает отечественная практика, оказалась незначительной.