Введение:
Актуальность, цели и задачи данной выпускной квалификационной работы определяются следующими положениями.
Несостоятельность (банкротство) как правовой институт известна законода¬тельству разных стран уже достаточно давно. Подтверждением тому могут служить законы, принятые еще в ХIX веке, но действую¬щие и поныне (например, Конкурсный устав ФРГ 1877 г.). С разви¬тием общества, торговых и рыночных отношений институт несо¬стоятельности претерпел большие изменения. Еще в XVI-XVII вв. несостоятельность считалась тяжелейшим преступлением, кото¬рое сурово наказывалось: несостоятельный должник полностью терял все имущество, репутацию, порой свободу и не имел воз¬можности возобновить торговую деятельность. В современных ус¬ловиях законодательство, наоборот, стремится сохранить для долж¬ника возможность вновь встать на ноги. Своеобразие института несостоятельности заключается в его комплексности, которая проявляется в объединении норм матери¬ального и процессуального права.
В России до сравнительно недавнего времени объявление о банкротстве воспринималось как финансовый крах и ликвидация предприятия. За прошедшее время изменилось очень многое, и прежде всего общественное сознание. Революция в умах произошла не в начале 1990-х годов, когда экономические реформы казались чем-то вроде скоростной езды по гладкой магистрали, а только теперь, когда мы осознаем, с какой жесткой, болезненной, неотвратимой ответственностью связана рыночная экономика. Понадобился длительный процесс адаптации к этому понятию и самому институту банкротства. Сегодня все большее число людей, в том числе должностных лиц всех уровней, начинают понимать, что без цивилизованного, эффективного рычага воздействия на неплательщиков долгов невозможно функционирование нормальной рыночной экономики. Банкротство – вовсе не чье-то изобретение, это неизбежный спутник эффективно функционирующей рыночной экономики.
Система несостоятельности является одним из важных факторов надежного экономического развития. Она повышает доступность кредита, стимулирует выполнение договоров, обеспечивает предсказуемое распределение рисков в случаи возникновения финансовых кризисов». Именно эта позиция является главной. Предсказуемость распределения рисков и возврата денежных средств должны обеспечиваться Законом о банкротстве.
Глава 5:
Как можно увидеть из таблицы 2 и рисунка 3, в 1993 и в 1999 годах были зафиксированы довольно резкие колебания в сторону увеличения количества дел о банкротстве, разрешенных арбитражными судами РФ. Если до 1993 года такие дела вообще не рассматривались арбитражными судами по причине отсутствия соответствующей законодательной базы, то в 1993 году количество рассмотренных дел составило 74 – вследствие принятия в 1992 году первого российского Закона о банкротстве.
За шесть лет (с 1993 по 1998 гг.) применения Закона о банкротстве 1992 года в России выявился ряд объективных оснований, послуживших принятию в 1998 году нового Закона о банкротстве. В резуль¬тате этого была создана собственная правовая система регулиро¬вания несостоятельности (банкротства), не уступающая мировым аналогам. На рисунке 3 видно, что в 1999 году количество дел о несостоятельности (банкротстве), рассмотренных арбитражными судами РФ, выросло почти в десять раз (с 359 дел до 3 тыс. 331 дела). Дальнейший рост количества рассмотренных дел о банкротстве можно объяснить совершенствованием Закона о банкротстве 1998 года, а также существовавшими негативными последствиями финансового кризиса 1998 года.
В 2002 году в арбитражные суды поступило 106647 заявлений о признании должников банкротами. Это почти в два раза больше, чем в предыдущем году (в 2001 году – 55 934 заявлений ). 2002 год характеризуется заметным увеличением числа заявлений от налоговых органов, требующих признания банкротами отсутствующих должников. Если в 2000 году такие заявления составляли 38 процентов от общего числа, в 2001 году – 62 процента, то в 2002 году – 76 процентов.
Как следует из отчетов арбитражных судов, налоговыми органами нередко инициируются дела о несостоятельности (банкротстве) должников, которые прекратили финансово-хозяйственную деятельность и не выполняют обязанности налогоплательщиков с 1992–1994 годов.
Заключение:
В результате выполнения данной выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы.
В России первый полноценный закон о банкротстве был принят в 1740 году, и процедуры банкротства применялись в течение 180 лет. После паузы, которая длилась 75 лет, специальный законодательный акт о банкротстве был принят только в 1992 году. Основным принципом этого закона был так называемый принцип неоплатности – то есть для того, чтобы обанкротить предприятие, надо было доказать, что пассивов у него больше, чем активов. Однако практика его применения очень быстро показала, насколько этот документ отстал от логики экономических реформ.
С 1 марта 1998 года вступил в силу Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», в основу которого был положен принцип неплатежеспособности, означающей способность должника покрывать свои краткосрочные обязательства оборотными активами и при этом не потерять возможность продолжать свой бизнес.
Принятие нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в 2002 году было обусловлено развитием прежних и появлением новых экономических предпосылок совершенствования нормативно-правовой базы Российской Федерации, а также и тем, что действовавший ранее Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не мог обеспечить наиболее эффективную правовую защиту интересов субъектов гражданского оборота в области несостоятельности. Законодатель стремился исправить упущения Федерального закона от 8 января 1998 г. и более четко урегулировать сложные отношения в обозначенной сфере.