Введение:
В мае 2004 в Государственной Думе состоялись Парламентские слушания, посвященные переходу России на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
Государственной программой реформирования бухгалтерского учета, ут-вержденной Правительством в марте 2000 года, предусмотрено в течение двух лет разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований МСФО.
Международный центр реформ системы бухгалтерского учета при содей-ствии членов Правления Комитета по международным стандартам финансовой отчетности разработал рекомендации по реформе бухгалтерского учета, в кото-рых в качестве среднемесячной задачи российской экономики (в течение трех-пяти лет) предлагается осуществить полную замену российской системы бух-галтерского учета на МСФО при составлении финансовой отчетности всеми компаниями, кроме предприятий малого бизнеса и компаний с ограниченным числом участников.
В рамках выполнения указанной Программы разработан блок докумен-тов, связанных с формированием и составлением бухгалтерской отчетности:
- Положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность органи-зации (ПБУ 4/99)”, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.07.2001г. № 43н;
- Приказы Министерства финансов РФ:
1. “О формах бухгалтерской отчетности организаций” от 13.01.2002г
№ 4н
2. “О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации” от 28.06.2002г. № 60н.
Начиная с годовой отчетности за 2002 год должны проявляться новые подходы и правила, заложенные в указанных новых документах и положениях по бухгалтерскому учету.
В настоящее время предприятия приобретают все большую самостоя-тельность при определении формата представления бухгалтерской отчетности. Министерство финансов РФ отказалось от типовых форм бухгалтерской отчет-ности, утвердив только их образцы в качестве рекомендаций.
Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетно-сти предусматривают возможность принятия организацией решения о пред-ставлении бухгалтерской отчетности по формам, приведенным в приложении к приказу Минфина России от 13.01.2002г. № 4н, при условии, что показатели, приведенные в этих образцах, позволят представить достоверную и полную информацию о финансовом положении и финансовых результатах деятельно-сти организации.
Организации также могут самостоятельно разработать и принять формы бухгалтерской отчетности на основании рекомендованных образцов, но при этом должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности, из-ложенные в нормативных документах по бухгалтерскому учету.
В ходе проведения отчетной компании должны проявиться компетент-ность и квалификация главных бухгалтеров, бухгалтеров, их умение готовить бухгалтерскую отчетность в соответствии с общими требованиями, изложен-ными в ПБУ 4/99 и правилами раскрытия информации, приведенными в каж-дом положении по бухгалтерскому учету, а также с разными подходами для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций; сред-них и крупных организаций, крупнейших организаций.
Актуальность данной работы заключается в том, что в связи с отказом от жесткой государственной регламентации форм бухгалтерской отчетности все большее значение для российских предприятий приобретают требования к ка-честву финансовой отчетности.
Глава 3:
Учет денежный средств в бухгалтерском и налоговом учете сопоставимы.
В кассе ООО «Трансвит-В» хранятся наличные деньги в пределах лимита, установленного ЗАО НКБ «Славянбанком» по согласованию с руководителем организации. Лимит кассы на 2004 год установлен в сумме 30000 рублей, со-гласно представленного расчета, по установленной форме №0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в кассу».
Превышение допустимого лимита имеет место только в дни выдачи зара-ботной платы (как правило 3 дня), что не является нарушением порядка веде-ния кассовых операций.
В организации бухгалтер-кассир ознакомлен под расписку с порядком ведения кассовых операций. С ним заключен договор о полной материальной ответственности. Сроки проведения ревизии в кассе установлены директором один раз в месяц (кроме внезапных) согласно приказа. Ревизию проводит ко-миссия, состоящая из трех человек: главного бухгалтера, бухгалтера и кассира.
Фактов недостачи в 2004 году не установлено.
Проверка правильности ведения кассовой книги
Все поступления и выдача наличных денег кассиром учитываются в кас-совой книге. Ведется только одна кассовая книга, которая пронумеровара, прошнурована, заверена печатью.
Количество листов в кассовой книге заверено подписями руководителя и главного бухгалтера.
Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах через копироваль-ную бумагу шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов отрывные и служат отчетом кассира перед бухгалтерией. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые листы пронумерованы одинаковыми номера-ми.
Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу после получения или выдачи денег по каждому ордеру.
Ежедневно в конце дня кассир подсчитывает итоги операции за день, вы-водит остаток денег в кассе на следующее число.
Подчисток и не оговоренных исправлений в кассовой книге нет.
Сделанные исправления заверены подписью кассира, а также подписью главного бухгалтера. Записи в кассовую книгу производятся с первичных кас-совых и денежных документов.
Контроль за правильностью ведения кассовой книги возложен на главно-го бухгалтера.
Прием наличных денег в кассу организации производится по приходным кассовым ордерам (унифицированная форма №КО-1, утвержденнная постанов-лением Госкомстата России от 18.08. 2000 г. №88), подписанным главным бух-галтером. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера и кассира, заверенная круглой печатью, с полной расшифровкой фамилии. Делаются следующие проводки:
Дебет 50 Кредит 51 – с р/с поступили деньги в кассу.
Дебет 50 Кредит 62 – поступили от покупателей и заказчиков
Дебет 50 Кредит 71 – возвращены в кассу неиспользованные деньги, ра-
нее выданные в подотчет.
Выдача наличных денег из кассы производится по расходным кассовым ордерам (Форма КО-2, утвержденная постановлением Госкомстата России №88 от 18.08.2000 г.) и индивидуально каждому работнику. Бухгалтер делает сле-дующие проводки:
Дебет 51 Кредит 50 – внесены наличные деньги из кассы на расчетный счет
Дебет 71 Кредит 50 – выданы из кассы наличные деньги в подотчет
Дебет 60 Кредит 50 – погашена наличными деньгами задолженность пе-
ред поставщиками
Дебет 70 Кредит 50 – выдана из кассы з/плата.
На основании первичных кассовых документов производится запись в журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов Ф. №КО-3, утвержденная постановлением Госкомстата России №88 от 18.08.2000 г.
Синтетический учет кассовых операций ведется в журнале-ордере №1.
Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые ра-ботникам из кассы на хозяйственно-операционные расходы и на расходы по командировкам.
Заключение:
Переход экономики нашей страны на условия рыночных отношений, по-явление в связи с этим новых фактов хозяйственной деятельности, передача предприятий их государственной собственности в коллективную, а даже част-ную собственность, потребовали известных дополнений, а по некоторым опе-рациям и перестройки в системе бухгалтерского учета.
Любые собственники, являясь независимыми производителями, прини-мают решение, связанные с их настоящей и будущей хозяйственной деятельно-стью.
Каждый из этих субъектов управления нуждается в экономической ин-формации для того, чтобы выработать рациональное решение.
Информационное обеспечение процесса управления включает в себя бух-галтерскую отчетность. Бухгалтерская отчетность рассматривается как важная предпосылка организации эффективных деловых взаимосвязей всех участников рыночных отношений.
При все более широком использовании элементов рыночной экономики неизбежно встал вопрос о применении в бухгалтерском учете международных стандартов, в том числе по содержанию и порядку составления отчетности. На-правленность реформирования бухгалтерского учета обусловлена тем. что ме-ждународные стандарты финансовой отчетности отражают особенности ры-ночной экономики, международно признаны, характеризуются относительно меньшей сложностью по сравнению с национальными стандартами.
Чтобы стать реальным фактором делового оборота, информация, содер-жащаяся в бухгалтерской отчетности организации, должна обладать качествен-ными характеристиками вполне определенного содержания, нести требуемую заинтересованным пользователям нагрузку.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представ-ление об имущественном и финансовом положении организации, а также о фи-нансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной бухгалтерская отчетность будет признаваться, если она сформирована и составлена по прави-лам, установленными актами системы нормативного регулирования бухгалтер-ского учета, а также отражает реальное состояние объектов в бухгалтерском учете в организации.
Основными требованиями к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определенными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положением бухгалтерской отчетности организаций являются: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, со-блюдение отчетного периода, правильность оформления.
Проведя изучение бухгалтерской отчетности ООО «Трансвит-В» за 2004 год можно сделать следующие выводы: