Введение:
Сметная документация является важным элементом проекта любого сооружения или системы, в связи с чем в проектных организациях обычно существуют специальные отделы, занимающиеся разработкой смет.
В условиях централизованной плановой системы бывшего СССР все расчеты заказчиков с подрядчиками основывались на сметах, т.е. сметная стоимость выступала в роли цены строительной продукции. В рыночных условиях РФ цена на строительную продукцию устанавливается на основе взаимного соглашения заказчика и подрядчика на равноправной основе в процессе заключения соответствующего договора. Однако в условиях рынка необходимость в сметной документации сохраняется, хотя функции смет несколько меняются. Во-первых, сметная документация становится как для заказчика, так и для подрядчика ориентиром для установления договорной цены. Во-вторых она необходима для рационального планирования и анализа затрат как у заказчика, так и у подрядчика, для проведения промежуточных денежных расчетов между ними.
При заключения договоров подряда сметная документация не является обязательной, обязателен лишь протокол соглашения о договорной цене. Однако заказчик имеет право затребовать сметную документацию в любой форме, с любой степенью детализации. Большинство заказчиков предпочитает пользоваться таким правом практически во всех случаях, особенно, когда заказчик - государственная организация.
Сметная документация, охватывающая весь комплекс строящихся объектов, именуется "сводной", так как она обычно обобщает документацию по отдельным объектам. Если же она охватывает лишь конкретный объект или его часть (вид работ), она именуется соответственно "объектной" или "локальной". Сметный документ, который рассчитывается без подробной детализации с использованием укрупненных показателей, обычно именуется "сметным расчетом". Если делается детальный расчет стоимости по рабочим чертежам без укрупнения, то получаемый документ обычно именуется "сметой".
Сметная стоимость устанавливается на каждой стадии проектирования, в связи с чем обеспечивается поэтапная ее детализация и уточнение.
Глава 3:
Как видно из приведенных выше расчетов сумма ремонта, рассчитанная в базе МТСН 81-98 превышает сумму ремонта, рассчитанную в базе ТСН 2001 более, чем в 3 раза. Во многом это связано с тем, что база МТСН более ориентирована на особенности Московского региона, чем ТСН 2001, даже с учетом региональных коэффициентов. Как известно, цены в Московском регионе значительно превышают среднероссийский уровень.
Таким образом, смета, рассчитанная в базе ТСН 2001, будет более привлекательна для формирования, например, тендерных предложений, однако представляется, что она менее реальна к исполнению, чем смета, сформированная по правилам МТСН 81-98.
Отметим, что при расчете сметы в МТСН 81-98 наибольшая доля затрат (27%) пришлась на облицовку поверхностей декоративными отделочными панелями из древесных материалов и 22 % на устройство подвесных потолков из панелей отделочных с декоративной пленкой по готовому каркасу.
При расчете сметы в базе ТСН 2001 наибольшая доля затрат (55%) пришлась на облицовку стен по готовому каркасу щитами-картинами из древесно-стружечных плит, фанерованных шпоном. Отметим, что сложение двух наиболее значительных компонентов затрат в базе МТСН 81-98 немного меньше наиболее значительного элемента затрат в базе ТСН 2001 (49% и 55%), что говорит о том, что данные базы используют различные ценовые исследования, проводимые по разным методикам.
Кроме того, необходимо отметить тот факт, что в базе МТСН 81-98 более подробна разбивка по структуре затрат на ремонт, а база ТСН 2001 проще для расчета.
В связи с вышеизложенным представляется, что для московских строительных организаций более приемлемой будет использование сметных нормативов в соответствии с базой МТСН 81-98, так как она более реально отображает положение в Московском регионе.
База ТСН 2001 в настоящее время представляется еще недостаточно проработанной для использования и при наличии разработанных территориальных сметно-нормативных баз (таких, как МТСН 81-98) представляется более целесообразным использовать при расчете смет именно их.
Заключение:
В 90-х годах Московским центром по ценообразованию в строительстве (ОАО “Мосстройцены”) была разработана сметно-нормативная база в ценах 1998 года МТСН 81-98. Она достаточно востребованна в столичном регионе, постоянно пополняется, наиболее полно отражает современные технологии и материалы. Ценообразование в Москве достаточно стабильное и надежное. Применяемая в столице сметно-нормативная база, основу которой составляют Московские территориальные сметные нормативы МТСН 81-98, действует уже более 7-ми лет. За это время она полностью отлажена. Уже выпущено 26 дополнений. В каждом дополнении содержится порядка 500-700 новых единичных расценок и цен. Разработчикам удалось охватить практически все новые технологии, применяемые в строительстве. Существуют нормы, посвященные жилищно-коммунальному хозяйству, а также техническому и плановому обслуживанию объектов городского хозяйства. В государственных элементных сметных нормах (ГЭСН) подобные нормативы отсутствуют. В итоге, на сегодняшний день база МТСН по объему информации превышает базу ГЭСН приблизительно в 2 раза.
База МТСН 81-98 дает возможность сметчику определить прямым счетом стоимость любого вида работ, она позволяет точно определить сметную стоимость в текущем уровне цен. Индексация базы 1998 года пока не имеет аналогов в стране. ГЭСНы и ФЕРы же сделаны таким образом, что производить пересчет единичных расценок в текущий уровень цен оказывается весьма проблематичным, а порой и невозможным делом.