Введение:
Формирование рыночных отношений в стране заставляет по-новому подойти к финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в том числе учета основных средств и их налогообложения.
Производственно – хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов – средств труда и материальных условий процесса труда Средства труда – станки, рабочие машины, передаточные устройства, инструмент и т.п., а материальные условия процесса труда – производственные здания, транспортные средства и другие.
Одним из показателей эффективного применения основных фондов является увеличение: времени их работы (путем сокращения простоев), коэффициента сменности, производительности (на базе внедрения новой техники и технологии), фондоотдачи (т.е. увеличение выпуска продукции, объема выполняемых работ и услуг на каждый рубль основных фондов).
Предприятия имеют право владения, пользования и распоряжения основными средствами: безвозмездно передавать или продавать другим предприятиям, обменивать, сдавать в аренду, принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, списывать с баланса, если они изношены или морально устарели, независимо от того, полностью ли они амортизированы или нет.
Особенности бухгалтерского учета объектов основных средств отражают весь жизненный цикл их, состоящий из трех этапов: поступления на предприятие, амортизации и выбытия.
Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течении длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления амортизации по установленным нормам.
На основании вышеуказанного, тема аудита по учету и контролю основных средств является актуальной в современных рыночных условиях. Этот раздел бухгалтерского учета очень широк и охватывает массу информации и большой круг законодательных актов, с которыми я получила возможность ознакомиться
Цель аудита основных средств – составить обоснованное мнение относительно достоверности и полноты информации об основных средствах, отраженной в финансовой отчетности проверяемой организации и пояснений к ней.
Глава 3:
Основная задача аудиторской проверки учета и амортизации основных средств - это определение правильности и своевременности начисления амортизации. На данном этапе аудита осуществляется:
- проверка соблюдения положений учетной политики организации по амортизации основных средств;
- проверка правильности отнесения объектов амортизационных отчислений к той или иной группе основных средств;
- проверка расчетов сумм ежемесячных амортизационных отчислений;
- проверка своевременности и правильности их отражения в учете.
В ходе аудита необходимо установить, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации; начисляется ли износ с учетом движения основных средств, правильно ли применяются нормы амортизации.
Износ начисляется по всем видам основных средств, за исключением находящихся на консервации земельных и природных ресурсов, объектов жилищного фонда и внешнего благоустройства, библиотечного фонда, музейных и художественных ценностей, продуктивных животных, числящихся на балансе предприятия.
Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.
Амортизационные отчисления по объекту основных средств прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания его с бухгалтерского учета.
Амортизационные отчисления по основным средствам отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.
Амортизационные отчисления по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.
Определение правильности начисления и отражения в учете амортизационных отчислений производится на соответствие соблюдению бухгалтерских правил, установленных ПБУ 6/01 и Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств. Для этого привлекаются положения приказа по учетной политике организации; показатели разработочной таблицы по расчету амортизации основных средств [3, с. 7].
Аудитору необходимо получить перечень объектов основных средств, по которым применяются особые условия начисления амортизации или ее прекращения, в частности:
- с истекшими нормативными сроками эксплуатации;
- по которым амортизация не начисляется;
- находящихся на консервации;
- по которым начисление амортизации приостановлено;
- по которым применяется ускоренная амортизация;
- непроизводственного назначения;
- используемых организацией по договору аренды;
- переданных организацией в аренду.
Осуществляя проверку начисления амортизационных отчислений, аудитор должен учесть, что по основным средствам могут использоваться следующие методы начисления амортизации:
Заключение:
В результате проведенного исследования по вопросам организации бухгалтерского учета в ООО «Роса» нами было установлено:
1. Бухгалтерский учет на исследуемом предприятии осуществляется в соответствии с положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ утвержденным приказом Минфина РФ от 24.03.2000 г №34-н, Планом счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности и инструкцией по применению, утвержденным приказом Минфина РФ № 94-н от 31 октября 2000г., Уставом ООО «Роса» и другими нормативными документами, регулирующими правила бухгалтерского учета и отчетности, при отсутствии по конкретным вопросам нормативных документов учет формируется на основе самостоятельных разработок и способов, принятых учетной политикой.
2. ООО «Роса» самостоятельно заключает и контролирует исполнение хозяйственных и других договоров всеми видами организаций, предприятий и учреждение, а также частными лицами.
3. На анализируемом предприятии, на основании приказа об учетной политики №. 5-п.от.19.01.2006, учет основных средств осуществляется на основании принятого нормативного законодательства, используются унифицированные формы первичных документов, используются ручная и автоматизированная обработка учетной информации. Приемку поступивших основных средств в ООО «Роса» производит специальная комиссия, назначенная приказом директора предприятия. В ее состав входят: главный бухгалтер, главный инженер и главный механик предприятия.
4. На основании акта приемки-передачи основных средств формы №ОС-1.в бухгалтерии ООО «Роса» открываются инвентарные карточки учета объекта основных средств (ф. № ОС-6), которые являются основным регистром аналитического учета основных средств.
5. Также в ООО «Роса» для оформления принятого на учет оборудования, предназначенного для капитального строительства заполняется акт о приеме (поступления) оборудования формы №ОС-14