Введение:
В условиях рыночной экономики основа экономического развития - прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источники его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими организациями.
Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием, распределением и использованием прибыли предприятия. Существенно растет и ответственность за своевременность и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг.
Целью дипломного проекта является изучение теоретических основ механизма управления прибылью в реальном секторе экономики, анализ финансового состояния предприятия на примере ООО «Газ-сервис-плюс», выявление факторов, влияющих на финансовый результат предприятия, а также разработка рекомендаций по совершенствованию управления прибылью в современных условиях.
Основными задачами, поставленными для достижения цели дипломной работы можно считать:
- рассмотрение сущности и значения прибыли предприятия в различных аспектах, а также проблемных вопросов формирования прибыли;
Глава 3:
К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, мо¬дернизации оборудования, затраты, связанные с техническим пере¬вооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохран¬ных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других пред¬приятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использова¬нием прибыли на развитие.
Распределение прибыли на социальные нужды включает рас¬ходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобно¬го сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п.
К затратам на материальное поощрение относятся единовремен¬ные поощрения за выполнение особо важных производственных за¬даний, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с по¬вышением цен и др.
Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подраз¬деляется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю при¬были, используемой на потребление. При этом необязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие го¬ды направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.
Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, ис¬пользованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о на¬личии источника для последующего развития.
Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей ООО «Газ-сервис-плюс» и формирование доходов государства.
Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства.
Предприятие, обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.
Заключение:
В настоящем дипломном проекте рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся одной из важнейших категорий экономики - прибыли, ее значения для предприятия, а также указаны пути увеличения прибыли.
По данному вопросу можно сделать вывод, что в условиях рыночной экономики значение прибыли огромно.
Прибыль выступает как один из основных обобщающих качественных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, как инструмент для измерения эффективности производства, который наиболее полно характеризует все стороны хозяйственной деятельности предприятия.
Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
Однако, значение прибыли как обобщающего качественного показателя не следует преувеличивать, так как ее величина определяется во многом не зависящими от деятельности данного предприятия факторами (политика цен, изменение ставок налогов, структурные сдвиги в экономике и так далее).
При проведении анализа финансового состояния ООО «Газ-сервис-плюс» за 2003-2005 гг. было выявлено следующее:
1. Анализ платежеспособности предприятия показал:
- коэффициент абсолютной ликвидности. Если в 2003 году организация могла погасить 1,6% своих внешних краткосрочных обязательств, то в 2004 и 2005 гг. рассматриваемая организация с помощью денежных средств и краткосрочных финансовых вложений может погасить в ближайшее время лишь 1,5% своих внешних краткосрочных обязательств;
- коэффициент критической ликвидности. В 2003 году организация ООО «Газ-сервис-плюс» с помощью денежных средств, и краткосрочных финансовых вложений, и возвращаемой в хозяйственный оборот дебиторской задолженности, сможет погасить 3,79% своих внешних краткосрочных обязательств, в 2004 г. – лишь 3,29 % своих внешних краткосрочных обязательств, а в 2005 г. – уже 3,71%;
- коэффициент текущей ликвидности. В 2003 г. организация ООО «Газ-сервис-плюс» с помощью всех оборотных активов сможет погасить 10,17% своих внешних краткосрочных обязательств, в 2004 г. – 10,06 % своих внешних краткосрочных обязательств, а в 2005 г. – 10,42%.