Введение:
Как известно, большинство предприятий в нашей стране испытывает большие трудности, связанные в большей степени с нехваткой финансовых ресурсов. Следовательно, для устранения данной проблемы необходимо построить такую систему управления финансами на предприятии, которая позволила бы достичь стратегических и тактических целей его деятельности.
Система управления финансами, используемая большинством предприятий в современных экономических условиях порождает ряд серьезных противоречий между интересами самих предприятий и интересами государства, между рентабельностью собственного производства и рентабельностью финансовых рынков. Поэтому разработка эффективной системы управления финансами, формирование результативной финансовой политики является необходимым условием для развития любого предприятия.
С переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств, поэтому комплексный анализ и стратегия развития предприятия являются важнейшими составляющими его развития.
Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. В данной работе проводится комплексный анализ предприятия именно с точки зрения собственников предприятия, т. е. для внутреннего использования и управления финансами.
Обобщение опыта отечественных предприятий в управлении финансами позволяет сделать вывод, что на современном этапе развития управленческой культуры в России происходит переход от решения простых задач (планирование и анализ движения денежных средств) к более сложным, комплексным (бюджетирование, планирование и управление капиталом, разработка и реализация финансово-экономической стратегии). Внедрение качественно новых рыночных методов управления финансами позволяет снизить дефицит денежных средств, эффективно управлять оборотным капиталом предприятия, осуществлять анализ и управление ассортиментом продукции, проводить эффективную ценовую политику.
Глава 3:
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги (сборы). Данное требование законодательства обязывает налогоплательщиков уплачивать налоги своевременно и в полном размере.
Порядок регулирования различных налогов предусматривает различные сроки их уплаты. Тем не менее, срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения (моментом возникновения налогооблагаемого оборота, моментом приобретения имущества и т. д.) и календарным периодом (месяц, квартал, год). Метод отсрочки, используя элементы прочих методов (замены, разделения, оффшора и т.п.), позволяет перенести момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период.
В современных экономических условиях и при значительных размерах налоговых платежей отсрочка уплаты налога в бюджет позволяет существенно экономить оборотные средства.
Отсрочка возникновения облагаемого оборота путем перечисления денежных средств в последний день отчетного периода – это очень простой и широко применяемый метод отсрочки уплаты налоговых платежей. Основывается на том, что минимальное время прохождения платежей через банки составляют один день, а в среднем около трех дней.
При осуществлении расчетов между партнерами учитываются, как правило, интересы обоих сторон.
Так перечисление покупателем оплаты по договору (дача поручения банку на перевод денежных средств) в последний день отчетного налогового периода позволит покупателю включить расходы в расчет себестоимости текущего периода, в текущем периоде отнести НДС на расчеты с бюджетом.
В свою очередь продавец, принявший кассовый (по оплате) метод определения выручки, получит оплату (и отразит объем реализации) уже в следующем отчетном периоде. Отражение объема реализации в конце отчетного периода позволит продавцу отсрочить:
уплату налога на прибыль на 3 месяца (в соответствии со ст. 287 НК РФ налогооблагаемая прибыль определяется нарастающим итогом поквартально);
налога на добавленную стоимость на один–три месяца (в соответствии со ст. 163 НК РФ для предприятий с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров без учета НДС, не превышающими 1 млн руб., налоговый период устанавливается как квартал).
Аналогично перенос даты платежа и момента возникновения объема по реализации позволяет отсрочить уплаты и прочих налогов.
Заключение:
В настоящее время любое предприятие независимо от его организационно-правовой формы, стадии жизненного цикла, вида и масштаба деятельности, как в условиях динамично развивающейся экономики, так и в условиях глубочайшего кризиса стремится добиться такого положения на рынке, которое позволило бы ему достичь желаемого финансового результата, а именно, максимизировать выручку при минимизации затрат, связанных с производством и реализацией продукции. Для этого целесообразно совершенствовать систему управления финансами и разрабатывать наиболее эффективную финансовую политику для каждого конкретного предприятия, находящегося в определенных экономических условиях.
Финансовая политика предприятия вырабатывается под влиянием экономической политики государства. Целью разработки финансовой политики предприятия должно являться построение эффективной системы управления его финансовыми потоками, обеспечивающей достижение стратегических и тактических целей деятельности предприятия.
К первоочередным стратегическим задачам разработки финансовой политики можно отнести следующие:
максимизация прибыли предприятия;
обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
создание эффективного механизма управления финансами;
оптимизация структуры капитала предприятия, то есть обеспечение оптимального соотношения между собственными и заемными средствами и обеспечение его финансовой устойчивости;
достижение прозрачности финансово-экономической информации предприятия для собственников, инвесторов и кредиторов и т.д.
Инструментами управления финансами выступают:
анализ финансово-экономического состояния;
финансовое планирование;