Введение:
Опыт последних лет показал, что с переходом на новые условия хозяйствова-ния в России стало очевидно, что законы рыночной экономики предполагают у лю-дей совсем другие мотивы и ценности, чем экономика социалистического общест-ва. Рыночные условия предполагают четко определённый тип людей с определён-ными мотивами и своими ценностями. В связи с рыночными условиями органи-зация переходит на новые отношения с государственными организациями, с произ-водственными и иными партнёрами, работниками. Устанавливаются новые эконо-мические и правовые отношения. В связи с этим совершенствуются отношения ме-жду руководителями организаций, между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри организации. Следовательно, изменяется и отношение к персоналу организаций.
Особенность современного менеджмента состоит в его направленности на обеспечение ведения рационального хозяйства на уровне предприятия в условиях дефицитности ресурсов. Необходимость достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, оптимальной адаптации организации к новым рыноч-ным условиям.
В новых условиях хозяйствования система подготовки и переподготовки предпринимателей и руководителей нуждается в такой постановке дела, по которой обучающимся специалистам создаются условия для активного овладения в полной мере знаниями экономического механизма менеджмента. Специалисты обязаны глубоко осознать, что приспособление к требованиям конкретных рынков по уров-ню качества, технико-экономическим параметрам продукции, цене, срокам поставки должно осуществляться заранее, до начала производственного цикла или в самом процессе производства, также на стадии разработки сбытовой политики. Это требу-ет не только овладения конкретными знаниями, но и нового мышления.
Рыночная экономика предъявляет к квалификации специалистов-руководителей (в особенности тех, кто принимает стратегические решения) высокие требования.
Важнейшая функция высшего руководства предприятий становится разработ-ка и реализация эффективной стратегии, ориентированной на рыночные критерии. Необходима совершенно новая концепция развития организации, жизнеспособная в новых хозяйственных условиях.
Важно учитывать, что первостепенная задача менеджмента заключается в соз-дании организационной культуры, творческого инновационного климата, стимули-рующих работников на нововведения. Руководители предприятия призваны стать инициаторами в области реализации технологических и организационных перемен.
Управление человеческими ресурсами в такой ситуации, повышение их каче-ственных характеристик приобретает особую значимость, позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учёта личностного фактора в построении системы управления трудовым коллективом [9, с.72]. Главная задача менеджеров, как исполнительных руководителей состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации. Это не только под-бор, обучение расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталите-та, а, следовательно, и методов мотивации. При планировании и организации рабо-ты ее руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организа-ция, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работ-ников.
Глава 5:
В основном законе Российской Федерации - «Конституции Российской Феде-рации» (от 12.12.1993 г. в редакции от 25.03.2004 г.) наряду с важнейшими правами закреплены права граждан на «благоприятную окружающую среду» (ст.42).
В ст.41 отмечено, что «поощряется деятельность, способствующая экологиче-скому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».
Право на получение достоверной информации о состоянии окружающей сре-ды закреплено в статье 42.
Вместе с правами граждан в Конституции РФ закреплены и их обязанности в вопросе охраны окружающей среды. Статья 58 гласит «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
В статье 36 п.2 отмечено «Владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».
Усилия государства по охране и восстановлению окружающей среды направ-ляются не только в рамках Российской Федерации, но и выходят на международный уровень.
Важнейшим событием для России в области охраны окружающёй среды – подписанием Киотского соглашения. Это ещё раз подчёркивает важность вопроса охраны окружающей среды для России не только на своей территории, но и в меж-дународном масштабе.
Однако ещё задолго до этого все вопросы по охране окружающей среды были сформулированы в Федеральных законах, последний из которых, действующий в настоящее время № 7ФЗ от 10.01.2002 г.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государствен-ной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансиро-ванное решение социально – экономических задач, сохранение благоприятной ок-ружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления пра-вопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безо-пасности.
Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую ок-ружающей среды.
В законе также определяется, что охрана окружающей среды - это деятель-ность органов государственной власти Российской Федерации, органов государст-венной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческий объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативно-го воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликви-дацию её последствий.
Заключение:
Общий кризис в России коснулся всех сфер деятельности, лишь немногие предприятия сохранили свой потенциал и продолжают развиваться в этих условиях. Одной из причин их «выживания» является эффективное управление персоналом.
Потеря интереса работника к труду, его пассивность приносит такие отрица-тельные результаты, как текучесть кадров. Руководитель вдруг обнаруживает, что ему приходиться вникать во все детали любого дела, выполняемого подчинёнными, которые, в свою очередь, не проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает. Эффективная деятельность предприятия зависит от специали-стов. Немаловажную роль играет и мотивация сотрудников, необходимо проводить маркетинг кадров, привлекать и поощрять, использовать различные тестирования, испытательные сроки и другие альтернативные подходы. Важно взращивать про-фессионалов самим, и они не подведут. Переход к новым технологиям требует зна-чительных затрат, связанных с обновлением знаний, переподготовкой работников. Считается переподготовить работника дешевле, чем заменить его. Основой Япон-ской системы профессионального обучения в фирмах является концепция «гибкого работника». Её целью является отбор и подготовка работника не по одной, а по крайнем мере по двум-трём специальностям, а затем повышение квалификации на протяжении всей жизни [8, с.494].
Поэтому нужно всеми доступными средствами поддерживать заинтересован-ность работника в труде на своём предприятии. Нужно организовать труд так, чтобы каждый работник прилагал максимум усилий для выполнения поставленных задач независимо от своих личных проблем. Чтобы работа имела свою привлекательность:
– это удобное месторасположение;