Введение:
С введением Гражданского кодекса РФ 1 января 1995 г. (далее – ГК РФ) в России окончательно утвердились хорошо забытые формы коммерческих организаций - хозяйственные общества и товарищества. Однако в отличие от хозяйственных товариществ ГК РФ установил в отношении хозяйственных обществ достаточно общие правила, возложив вопросы более детального регулирования их создания и деятельности на специальные законы об этих видах юридических лиц. Таким законам являются принятый в развитие норм ГК РФ Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г (далее – Закон об АО).
Переход от директивно-централизованной экономики к рыночной начался с институциональных преобразований собственности и систем отношений, с ней связанных. Государственная политика приватизации поставила акционерные общества (далее – АО) в центр имущественного оборота; акционерная форма предпринимательской деятельности стала одной из самых распространенных форм хозяйствования, глубоко вошла в механизм экономических преобразований в России и оказывает существенное влияние на его развитие.
В России более половины юридических лиц имеют форму АО. АО получили широкое распространение в самых различных сферах экономики страны. На 1 января 2005 г. по статистике, в России имелось около 1,5 млн. АО, в том числе более 100 тысяч ОАО. Уже в 1992 - 1996 гг. было создано более 30 тысяч АО. Среди них такие гиганты, как «Газпром», РАО «ЕС России», «Роснефть» и др., а также несколько тысяч крупнейших и крупных предприятий. Некоторые из них учреждены по решению Правительства, значительное число преобразовано путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, многие созданы как дочерние компании или, напротив, холдинги, объединяющие несколько самостоятельных структур, и даже крупные финансово-промышленные группы, контролирующие целые сектора рынка. Наконец, часть АО образована путем объединения частных капиталов физических лиц. Во многих АО соучредителями выступают иностранные участники - корпорации, компании, фирмы, банки, фонды. Более трех тысяч АО имеют закрепленные в федеральной собственности акции.
Благодаря своему финансовому могуществу, контролю над многими отраслями народного хозяйства, нередко монопольному положению на рынке товаров и услуг, а также в силу иных причин АО все сильнее и сильнее, иногда даже решающим образом, влияют на экономические, социальные, политические и иные процессы, происходящие в стране.
Широкое распространение акционерной формы предпринимательства вследствие приватизации государственных и муниципальных предприятий, динамичный рост количества вновь создаваемых АО в различных сферах бизнеса и все возрастающее их влияние на экономику страны требуют серьезного исследования экономико-правовой сущности АО, основных тенденций их развития и правового обеспечения.
Глава 3:
В то же время остается открытым вопрос об оплате труда ликвидаторов, назначенных судами и не являющихся учредителем (участником) ликвидируемых в судебном порядке юридических лиц, в том числе и через процедуру банкротства. Абсолютное большинство ликвидируемых в судебном порядке юридических лиц практически не могут оплатить ликвидационные процедуры.
Полагаем, что необходимо активизировать применение норм, позволяющих привлечь лиц, не исполняющих решение суда, к уголовной ответственности.
Считаем также, что контролирующим государственным органам, прежде всего органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, должно быть предоставлено право предъявлять иски к руководству общества, не осуществляющему свои полномочия, о взыскании убытков в порядке ст. 71 Закона об АО. В число лиц, которые могут быть привлечены к ответственности, в случаях, предусмотренных статьей 71 Закона об АО, должны быть включены и члены ликвидационной комиссии.
Для этого необходимо внести соответствующие дополнения в пункты 1, 2, 3, 5 ст. 71 Закона об АО.
В тех случаях, когда юридическое лицо не имеет нарушений закона, задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам, но практически не осуществляет свою деятельность, должно быть найдено законодательное решение, исключающее процедуру судебной ликвидации.
Ликвидационная комиссия акционерного общества на первоначальном этапе своей деятельности обязана опубликовать в органах печати, в которых публикуются сведения о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества с точным указанием его реквизитов, порядка и срока для предъявления требований его кредиторами.
И.Т. Тарасов отмечал, что постановление о ликвидации должно быть регистрировано и опубликовано, так как только при соблюдении этого условия могут быть ограждены интересы акционеров и кредиторов компании и также третьих лиц, для которых важно, чтобы компания в момент наступления ликвидации не могла совершать каких-либо оборотов, не находящихся в прямой связи с ликвидацией.
Ликвидационная комиссия обязана также принять меры к выявлению кредиторов и дебиторов общества. Кредиторы, сведения о которых имеются в ликвидируемом обществе, должны быть письменно извещены о ликвидации общества. Сообщения кредиторам должны содержать сведения о размере долга общества, а также, по нашему мнению, сведения о дате опубликования сообщения о ликвидации общества.
Для того чтобы ликвидационная комиссия могла в сроки, указанные выше, выполнить требование по информированию кредиторов о ликвидации общества, на совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества должна быть возложена обязанность при вынесении на решение общего собрания акционеров вопроса о ликвидации общества представлять также общему собранию специальную декларацию, в которой должны быть отражены сведения о кредиторах и дебиторах общества с указанием их реквизитов.
Заключение:
Таким образом, проведя комплексный анализ правового положения акционерного общества, можно сформулировать некоторые выводы.
Акционерные общества имеют ряд преимуществ по сравнению с другими формами собственности.
Во-первых, акционерное общество имеет возможность привлекать средства акционеров для пополнения уставного фонда и расширения своей деятельности, причем эти средства не подлежат возврату (за исключением полной ликвидации общества), так как акции обществом не выкупаются, а лишь перепродаются другим акционерам.
Во-вторых, общее руководство деятельностью общества не отделено от конкретного управления, что позволяет нанимать и выбирать наиболее подходящих управляющих, директоров, заставляет акционеров серьезно относиться к подбору управляющего персонала, так как каждый акционер отвечает за эффективную работу общества вложенными средствами.
В-третьих, создается возможность реального превращения всего трудового коллектива предприятия в собственников путем приобретения каждым из них акций общества.
В-четвертых, имеется возможность привлечь в состав акционеров своих постоянных контрагентов, создавая при этом общую заинтересованность в результатах деятельности общества. Также и само общество может приобрести ценные бумаги других обществ, образуя при этом целые сети заинтересованных в работе друг друга организаций, связанных отношениями собственности и правом участия в управлении.
Таким образом, акционерное общество, объединяя на единой правовой основе всех участников, обеспечивает уникальную форму реализации коллективной собственности, создавая при этом заинтересованность в конечных результатах работы. Выпуск и распространение акций дает реальную возможность контроля деятельности и управления ею со стороны акционеров.
Следует также иметь в виду, что ЗАО и ОАО являются разновидностями одной и той же общей организационно-правовой формы. ОАО, являясь разновидностью АО, характеризуется тем, что основной целью деятельности является извлечение прибыли, уставный капитал на определенное число равных долей, каждой из которых соответствует акция, отношения между акционером и обществом носят обязательственный характер. ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную их продажу; акционеры могут свободно отчуждать принадлежащие им акции без согласования с другими акционерами данного общества и без ограничений в выборе покупателей; минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества; общество обязано раскрывать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.