Введение:
Промышленное производство находится в зависимости от це¬лого ряда факторов: состояния техники, рабочей си-лы, рынка ка¬питала и т. п. Между всеми этими факторами должно существо¬вать определённое равновесие, но в каж-дой данной комбинации производственных факторов всегда есть слабейший элемент, за¬держивающий развитие всех ос-тальных. В данное время для про¬мышленности таким сла-бейшим элементом является капитал.
Спад отечественного производства в течение 1990-х гг. вызвал рост инфляции, безработицы, а самое главное, нестабильность рыночных отношений между хозяйствующими субъектами, ухудшение их финансового состояния.
В настоящее время дебиторская задолженность явля-ется одной из наиболее актуальных проблем, остро стоя-щих перед каждым хозяйствующим субъектом, которая на-прямую связана с расчетно-платежными операциями и, как следствие этого, - несомненно координирующая работу хо-зяйствующего субъекта в целом.
Дебиторская задолженность является важной частью активов хозяйствующих субъектов. Осуществляя предприни-мательскую деятельность, участники имущественного обо-рота предполагают, что по мере проведения хозяйственных операций они не только возвратят вложенные средства, но и получат доходы.
Однако в реальной действительности, особенно с пе-реходом на рыночные отношения и спада производства, не-редко возникают ситуации, когда по тем или иным причи-нам предприятие не может взыскать долги с контрагентов. Дебиторская задолженность «зависает» на долгие месяцы, а иногда даже и годы. Рост дебиторской задолженности ухудшает финансовое состояние предприятий, а иногда приводит и к банкротству.
Являясь частью оборотных средств, а именно частью фондов обращения, дебиторская задолженность, особенно долгосрочная, резко сокращает оборачиваемость оборотных средств и тем самым уменьшает доход предприятия.
В связи с этим эффективное управление дебиторской задолженностью является одной из важнейших задач финан-сового менеджмента.
Цель данной дипломной работы – исследование сущно-сти и содержания управления дебиторской задолженностью на примере ОАО «Газаппарат» г. Саратова.
Глава 3:
На первом этапе (I) предприятие-экспортер и пред¬приятие-импортер заключают между собой соглашение о по-ставке продукции, формах и сроках платежа (пла¬тежи осу-ществляются обычно по мере выполнения отдельных этапов соглашения). Предприятие-импортер в соответствии с со-глашением обязуется осуществлять пла¬тежи посредством коммерческих векселей, авалированных (гарантированных) банком его страны (или индосси¬рованных у этого банка).
На втором этапе (II) предприятие-экспортер заклю¬чает соглашение с банком (факторинговой компанией) сво-ей страны, который обязуется за комиссионное воз¬награждение финансировать поставки продукции путем вы-плат по учтенным им векселям.
На третьем этапе (III) предприятие-импортер индос¬сирует (или авалирует) свои векселя в банке своей стра-ны.
На четвертом этапе (IV) банк страны импортера пе¬ресылает индоссированные (авалированные) им векселя предприятия-импортера в адрес предприятия-экспортера.
На пятом этапе (V) предприятие-экспортер продает веселя банку (факторинговой компании) свой страны и по-лучает за это соответствующие средства.
На шестом этапе (VI) банк (факторинговая компа¬ния) страны-экспортера индоссирует векселя, перепро¬давая их на рынке ценных бумаг.
Форфейтинг исполь¬зуется при осуществлении долго-срочных (многолетних) экспортных поставок и позволяя экспортеру немедленно получать денежные средства путем учета векселей. Од¬нако его недостатком является высокая стоимость, по¬этому предприятию-экспортеру следует про-консуль¬тироваться с банком (факторинговой компанией) еще до начала переговоров с иностранным импортером про-дук¬ции, чтобы иметь возможность включить расходы но фор¬фейтинговой операции в стоимость контракта.
Заключение:
Подводя итог данной дипломной работы, можно сде-лать следующие выводы.
Дебиторская задолженность в соответствии, как с международными, так и с отечественными стандартами бух-галтерского учета определяется как сумма причитающаяся компании от покупателей (дебиторов).
Дебиторская задолженность является активом пред-приятия, который связан с юридическими правами, включая право на владение.
Современный этап экономического развития стра¬ны характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности на предприятиях. Поэтому важной задачей финансового ме-неджмента является эффективное управление деби¬торской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной ин¬кассации долга.
Среди всех видов дебиторской задолженности наи-больший ее объем предприятий приходится на задолжен-ность покупателей за отгруженную продукцию. B об¬щей сумме дебиторской задолженности на расчеты с покупате-лями приходится 80-90%. Поэтому управление дебиторской задолженностью на предприятии связано в первую очередь с оптимизацией размера обеспече¬нимем инкассации задол-женности покупателей по рас¬четам за реализованную про-дукцию. В целях эффектив¬ного управления этой дебитор-ской задолженностью на предприятиях должна разрабаты-ваться и осуществляться особая финансовая политика управления дебиторской задолженностью (или его кредит-ная политика по отноше¬нию к покупателям продукции).
Анализ дебиторской задолженности ОАО «Газаппарат» показал, что в составе дебиторской задолженности пред-приятия в 2000-2002 гг. была как долгосрочная задолжен-ность, так и краткосрочная. Причем, если долгосрочная дебиторская задолженность в течение исследуемого перио-да непрерывно сокращалась и к началу 2003 г. была пол-ностью погашена, то краткосрочная дебиторская задолжен-ность имела противоположную тенденцию (ее прирост за три года составил 260,8%). При этом задолженность поку-пателей и заказчиков выросла за три года на 248,25%, а задолженность прочих дебиторов – на 427,05%.
В структуре дебиторской задолженности предприятия основной удельный вес (более 90%) приходится на задол-женность покупателей и заказчиков. Однако заметна тен-денция сокращения доли дебиторской задолженности поку-пателей и заказчиков и роста удельного веса задолженно-сти прочих дебиторов. В целом с 2000 г. по 2002 г. доля дебиторской задолженности покупателей и заказчиков со-кратилась на 3,5%, а доля прочих дебиторов соответст-венно выросла на 3,5%.