Введение:
Дарение является одним из старейших договоров гражданского права. Уже в римском праве периода республики (V-I вв. до н.э.) дарение призна¬валось одним из оснований возникновения права собственности. Обещание подарить, если оно совершалось в форме стипуляции, также имело юридическую силу. Позже в законодательстве империи получил исковую защиту особый вид не-формального соглашения о дарении - pactum donationis . Его важнейшие поло-жения, касающиеся предмета договора, ответственности дарителя, оснований отмены дарения, были в значительной степени заимст¬вованы дореволюционным российским правом. Многие договоры гражданского права могут выступать и в качестве возмездных, и как безвозмездные, однако лишь договоры дарения и ссуды явля¬ются безвозмездными во всех случаях. На первый взгляд, отсутствие встреч¬ного удовлетворения, т. е. безвозмездность обязательства, противоречит са¬мой природе гражданского права. Ведь имущественные отношения, входя¬щие в его предмет, традиционно понимаются как имущественно - стоимостные, то-варно-денежные отношения. Действие же макроэкономического за¬кона стоимо-сти в полной мере проявляется лишь в возмездных обязательст¬венных правоот-ношениях, поскольку именно здесь происходит своеобраз¬ный обмен товарами (вещами, работами, услугами) .
Однако и безвозмездные правоотношения, равно как и абсолютные право¬отношения (к которым вообще неприменимо деление на «возмездные и безвоз¬мездные»), также могут испытывать действие закона стоимости, хотя и не столь явное. Так, правоотношения собственности не связаны напрямую с денежным обменом. Но решение вопроса о принадлежности лицам тех или иных вещей яв-ляется необходимым основанием для участия этих лиц в гражданском оборо¬те, а объем и характер принадлежащих им вещных прав во многом предопреде¬ляют содержание будущих обязательственных отношений. Главное же, пожа¬луй, со-стоит в том, что предмет не утрачивает присущие ему качества товара и тогда, когда он переходит от одного лица к другому безвозмездно.
Договор дарения опосредует переход имущества (вещи, права и т. п.) от одного лица к другому, причем и даритель, и одаряемый являются юридиче¬ски равноправными субъектами. Таким образом, правоотношения, возникающие из договора дарения, вполне укладываются в рамки предмета граж¬данского права и адекватны методу гражданско-правового регулирования.
Глава 3:
О содержании договора дарения (правах и обязанностях сторон) можно говорить лишь применительно к договору обещания дарения. Что касается до-говора дарения, совершаемого путем передачи подаренного имущества одаряе-мому, то он представляет собой договор - сделку, т.е. юридический факт, поро-ждающий право собственности на подаренное имущество у одаряемого и соот-ветственно прекращающий право собственности дарителя; договорная природа такого дарения выражается лишь в том, что передача одаряемому подаренного имущества требует согласия последнего на принятие дара; впрочем, такое со-гласие предполагается 77.
Итак, договор обещания дарения порождает одностороннее обязательство дарителя передать объект дарения одаряемому и корреспондирующее данному обязательству право одаряемого требовать от дарителя передачи дара.
Особенностью договора дарения является то, что в изъятие из общего по-ложения о недопустимости одностороннего прекращения гражданско - правово-го обязательства, за исключением случаев, установленных законом (ст. 310 ГК), стороны договора дарения наделены широкими правами по одностороннему прекращению обязательства, вытекающего из договора дарения.
Так, одаряемый вправе в любое время до передачи ему дара от него отка-заться, в результате чего договор дарения считается расторгнутым. А расторже-ние договора, как известно, влечет и прекращение обязательства (п. 1 ст. 573, п. 1 ст. 453 ГК). Закон предусматривает лишь определенные требования к форме, в которую должен быть обличен отказ одаряемого от принятия дара: если договор дарения был заключен в письменной форме, отказ от дара также должен быть совершен одаряемым в письменной форме; а в случаях, когда договор дарения был зарегистрирован (например, при дарении недвижимости), отказ от принятия дара также подлежит государственной регистрации. Реализация одаряемым пра-ва отказаться от дара до его передачи, как правило, не влечет для него никаких последствий. Исключение предусмотрено лишь для тех случаев, когда договор обещания дарения был заключен в письменной форме, и состоит оно в том, что даритель вправе требовать от одаряемого возмещения реального ущерба, при-чиненного отказом принять дар (п.п. 2, 3 ст. 573 ГК).
Особое правовое положение дарителя как субъекта одностороннего обяза-тельства, исполнение которого влечет увеличение имущества одаряемого за счет уменьшения имущества дарителя, не получающего ничего взамен, нашло свое выражение в наделении его при определенных обстоятельствах правом на отказ от исполнения договора дарения без всяких для себя негативных последствий. В частности, даритель вправе отказаться от исполнения договора обещания даре-ния, если после заключения договора имущественное или семейное положение либо состояние здоровья дарителя изменилось настолько, что исполнение дого-вора в новых условиях приведет к существенному снижению уровня его жизни (п. 1 ст. 577 ГК). Как видим, наступление обстоятельств, дающих право дарите-лю отказаться от исполнения договорного обязательства перед одаряемым, в данном случае никак не связано с поведением последнего 78. Не зависит это пра-во дарителя также и от его собственного поведения: ухудшение имущественно-го состояния или семейного положения, а также состояния здоровья дарителя могут быть вызваны в том числе и неправильным поведением самого дарителя (в житейском смысле), но это никак не влияет на его возможности отказаться от обещанного дарения.
Заключение:
Таким образом, комплексно проанализировав договор дарения, в заклю-чении сформулируем некоторые выводы.
Договор дарения является традиционным для российского гражданского законодательства. Однако с принятием второй части ГК РФ правовое регулиро-вание данного комплекса правоотношений потерпело существенные изменения.
Ранее действовавший раздел III «Обязательственное право» Гражданского кодекса РСФСР 1964 года содержал только две статьи (256 и 257) непосредст-венно касавшиеся договора дарения. Новый Гражданский кодекс РФ отводит этому виду договора одиннадцать статей (572 - 582), объединенных в главе 32.
Обращает на себя внимание не только степень детализации правоотноше-ния, но и ряд новелл, появление которых в ГК РФ обусловлено новыми рыноч-ными отношениями, складывающимися в российской экономике.
Пункт 1 ст. 572 ГК содержит следующее определение договора дарения: "по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязу-ется передать другой стороне (одобряемому) вещь в собственность либо имуще-ственное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или треть-ими лицами".
Таким образом, ГК РФ значительно расширяет круг объектов договора дарения, поскольку договор может быть заключен в отношении определенного имущества или конкретной его части, принадлежащего дарителю; в отношении имущественных прав, принадлежащих дарителю. Договор дарения может быть также заключен с целью освобождения одаряемого от имущественной обязан-ности или с целью обещания освободить одаряемого от имущественной обязан-ности по отношению к дарителю или третьему лицу.
Однако не любое имущество может быть предметом договора дарения. Не допускается заключать договоры в отношении объектов, которые в соответст-вии с законом изъяты из гражданского оборота (например, отдельные виды воо-ружения). Кроме этого, необходимо учитывать, что некоторые виды объектов гражданских прав могут принадлежать лишь определенным участникам граж-данского оборота либо находиться в обороте только в той мере, в какой это до-пускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособ-ные). Например, не могут быть подарены: музейные предметы и музейные цен-ности, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ (ст. 15 Федерального закона "О Музейном фонде РФ и музеях в РФ" от 26.05.96); при-родные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных запо-ведников (ст. 6 Федерального закона "Об особо охраняемых природных терри-ториях" от 14.03.95).