Введение:
Данная дипломная работа посвящена защите чести, достоинства и деловой репутации в России.
Актуальность темы обосновывается тем, что в Российской Федерации про-исходят значительные изменения, не только политические, экономические, соци-альные, самое главное – коренные перемены по отношению к личности и ее пра-вам.
В статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются выс-шей ценностью, и обязанность государства состоит в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.
22 ноября 1991 Верховным Советом РСФСР была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина , в статье 30, которой было установлено, что ка-ждый вправе защищать свои права и свободы, законные интересы всеми способа-ми, не противоречащими закону. Особое внимание следует обратить на то, что в Декларации закреплены также права на защиту чести и достоинства (ст.9). Это да-ет возможность личности отстаивать свои права, но, разумеется, в установленном порядке.
В то же время ни в Конституции 1978 года, ни в Декларации права и свобод человека и гражданина ничего не говорилось об охране достоинства личности. Этот пробел был восполнен только Конституцией 1993 года , в п.1 статьи 23 Кон-ституции РФ отмечено, что каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени, что без сомнения является существенным вкладом в установление гарантий прав личности.
Каждый человек представляет собой высокую ценность как существо, наде-ленное разумом, волей и чувствами, то есть качествами, которые выделяют его из окружающего мира. Достоинство – это признание за человеком этой ценности, не-зависимо от того, что он о себе думает и как его оценивают другие. Достоинство следует отличать от чести, под которой понимают положительную моральную оценку человека, признание его заслуг, всеобщее уважение. Любой человек имеет определенные заслуги, поэтому государство охраняет не только его достоинство, но и честь.
Ни преступление, повлекшее заключение в тюрьму, ни обездоленности и нищета, ни тяжкая болезнь – ничто не может служить основанием для умаления достоинства. Следовательно, каждый человек имеет право на то, чтобы никто не умалял его достоинство и не наносил урон его чести.
В условиях развития рыночной экономики повышается значение положи-тельной деловой репутации, как граждан, так и юридических лиц, так как мнение в обществе о деятельности этих лиц определяет их реальное экономическое благо-получие.
Статья 152 ГК РФ запрещает обязанным лицам посягать на конкретное фи-зическое или юридическое лицо, а также позволяет лицу пользоваться всей сово-купностью субъективных прав, составляющих его честь, достоинство и деловую репутацию. Субъекты права должны быть уверены в том, что их поведение и дея-тельность не будут ущемлены распространением в отношении их ложных пороча-щих сведений, они имеют возможность требовать, чтобы общественная оценка их поведения и деятельности соответствовала тому, как они действительно выполня-ют требования закона, морали, правил поведения.
Глава 3:
Например, центр аналитических исследований обратился в арбитражный суд с иском к муниципальной радиокомпании о защите деловой репутации путем опровержения прозвучавших в радиопередаче порочащих истца сведений и о взы-скании убытков, причиненных их распространением.
Арбитражный суд признал оспариваемые сведения порочащими, обязал от-ветчика их опровергнуть. В удовлетворении требования о взыскании убытков от-казал со ссылкой на недоказанность причинной связи между прозвучавшей в эфире информации и заявленными убытками.
Требования о взыскании убытков центр аналитических исследований моти-вировал тем, что распространение радиокомпанией информации явилось основа-нием для отказа от заключения с ним договора на проведение маркетинговых ис-следований со стороны АО, с которым центр подписал протокол о намерениях
Между тем в ходе судебного разбирательства установлено, что согласно подписанному протоколу Центр должен был в течение 10 дней с момента его подписания представить заказчику проект программы. Поскольку в указанный срок проект представлен не был, АО от дальнейших переговоров отказалась.
Для возникновения обязательства из причинения имущественного вреда, при распространении не соответствующих действительности порочащих деловую ре-путацию сведений, необходим полный состав гражданского правонарушения, включающий вину распространителя независимо от ее формы (параграф 1 глава 59 ГК РФ).
Условиями возникновения обязательств являются:
- наличие вреда (убытков);
- вина;
- причинная связь между поведением причинителя и наступившим вредом (убытками);
- противоправность.
Следует обратить внимание на то, что сама природа деловой репутации пре-допределяет то, что отрицательные имущественные последствия для лица, в отно-шении которого распространены не соответствующие действительности пороча-щие сведения, не обязательны, но вероятны. В данном случае следует согласиться с мнением М.Л.Шелютто о том, что убытки, вызываемые посягательством на ма-териальные блага являются вторичным вредом, производным от первичного не-имущественного вреда, причиняемого нематериальным благам.
Причинная связь между распространением не соответствующих действи-тельности порочащих сведений и наступлением убытков иногда трудно допусти-ма, так как уменьшение сбыта производимых опороченной организацией товаров может вызываться совершенно другими обстоятельствами, например, общим па-дением спроса на данную продукцию, сезонным падением объема продаж.
Причиненные убытка должны взыскиваться в соответствии со статьей 15 ГК РФ. В пункте 2 статьи 15 ГК РФ отмечено, что убытки включают в себя расходы, которые потерпевший должен произвести для восстановления нарушенного права, утрата его имущества (реальный ущерб), а также полученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, не будь его право нарушено (упущенная выгода). Умаление деловой репутации может привести к любому из перечисленных убытков.
Заключение:
Личные неимущественные права – право на честь, достоинство и деловую репутацию являются субъективными правами. Возникают с момента рождения – у граждан – честь и достоинство или с момента создания у юридического лица – де-ловая репутация. Этим правам корреспондируют соответствующие обязанности всех других лиц и организаций от их нарушения.
Право на честь, достоинство и деловую репутацию включает как право на истинность поступающей в общество от других лиц информации о фактах поведе-ния лица, так и право на адекватность общественной оценки на основе правильной информации.
Норма о праве на честь, достоинство и деловую репутацию, помимо запре-щения обязанным лицам посягать на физическое или юридическое лицо, позволяет тому или иному лицу пользоваться всей совокупностью прав, составляющих его честь, достоинство и деловую репутацию. Таким образом, субъекты права получи-ли уверенность в том, что их поведение и деятельность будут надлежащим обра-зом защищены, что они не будут умалены распространением в отношении их по-рочащих сведений.
Основанием осуществления лицом права на защиту является распростране-ние сведений, не соответствующих действительности, порочащих честь, достоин-ство и деловую репутацию.
Под распространением сведений понимают опубликованные в печати, трансляцию по радио и телепрограммам, трансляцию в кино - хроникальных про-граммах и других СМИ, изложение в характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам или сообщения в иной, в том числе устной форме нескольким или хотя бы одному лицу.
Наибольший объем порочащих сведений распространяется в СМИ. Про-сматривается бесспорная тенденция – рост исков к СМИ.
Дела о защите чести, достоинства и деловой репутации рассматриваются в суде. Основное условие возбуждения дела в суде – предоставление заявителем до-казательств, что порочащие сведения были распространены.
Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации имеют все гражда-не РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Однако право на подачу ис-ка имеют граждане дееспособными. В защиту интересов недееспособных или ог-раничено дееспособных выступают их законные представители (опекуны, попечи-тели).
Право на защиту деловой репутации юридического лица в судебном поряд-ку возникает у него с момента государственной регистрации.
Обязанность доказывания соответствия достоверности распространенных сведений возложена законом на ответчика.
Истец, может, но не обязан предоставить доказательства о соответствии дей-ствительности сведений, однако при заявлении о компенсации морального вреда требуется обосновать факт его причинения, а также размер материального возме-щения.