Введение:
В течение десятков лет государство проводило экономическую политику отрицания возможности банкротства государственных предприятий в социалистической системе хозяйствования. Однако экономический, политический и социальный кризисы в России изменили такое отношение.
Переход российской экономики на рыночные отношения объективно предопределяет необходимость изменения форм и методов управления на уровне основного хозяйствующего звена – предприятия, организации, фирмы, корпорации. При современном состоянии российской экономики общество предъявляет весьма существенные требования к функционированию основных субъектов экономической деятельности.
Рыночная реформа, современное состояние российской экономики и введение процедуры банкротства в практику экономической жизни России сделали актуальной проблему эффективной организации управления деятельностью предприятий в условиях финансового кризиса – антикризисного управления.
В течение последнего десятилетия в силу сложившегося устойчивого кризиса неплатежей большинство российских предприятий легко можно подвести под критерии признания их банкротом.
В данной ситуации актуально встает вопрос о выведения предприятий из кризисного предбанкротного состояния – вопрос антикризисного финансового управления предприятия.
В рамках проблемы финансового кризиса предприятия и его антикризисного управления проводится финансовый анализ предприятия с помощью программы «Финансовый анализ. Версия 3.1», построения экономико-математических моделей и решения их экономико-математическими методами. Это делается с целью определения глубины кризиса, чтобы в дальнейшем оптимально можно было разработать, а потом и реализовать, программу антикризисного управления.
Глава 3:
Существует определенный алгоритм выбора мер финансового оздоровления, включающий следующие этапы:
первый этап – выбор и реализация оперативных мер по восстановлению платежеспособности;
второй этап – осуществление локальных мер по улучшению финансового состояния;
третий этап – реализация долгосрочных мер финансового оздоровления.
У каждого этапа финансового оздоровления свои цели, при достижении которых можно констатировать что предприятие:
1) устранило неплатежеспособность (первый этап);
2) восстановило финансовую устойчивость (второй этап);
3) обеспечило финансовое равновесие в длительном периоде (третий этап).
Устранение неплатежеспособности и реализация оперативных мер по финансовому оздоровлению
Наступление неплатежеспособности означает превышение расходования денежных средств над их поступлением в условиях отсутствия резервов покрытия, то есть образование дефицита денежных средств. В этот момент чаще всего и начинаются «проблемы» с кредиторами предприятия.
Сущность мер финансового оздоровления на данном этапе заключается в маневрировании денежными потоками для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением. Маневрирование осуществляется как уже полученными и материализованными в активах предприятия средствами, так и теми, что могут быть получены, если предприятие переживет кризис. Покрытие дефицита денежных средств на данном этапе должно быть осуществлено путем увеличения поступления денежных средств (максимизацией).
Обеспечить решение этой задачи позволят следующие меры:
• составление платежного календаря;
• превращение низколиквидных активов в денежные средства или погашение с их помощью краткосрочных обязательств предприятия;
• переоформление краткосрочной задолженности в долгосрочную;
• и другие меры.
Управление платежеспособностью – важнейшая часть финансовой работы в предприятиях, направленная на регулирование потока платежей, поддержание необходимой ликвидности активов и эффективное использование временно свободных денежных средств. Однако в условиях финансового кризиса основная задача управления платежеспособностью состоит как раз в обратном – немедленном изыскании денежных средств, необходимых для погашения краткосрочных обязательств предприятия.
Заключение:
Из проведенного финансового анализа ОАО «...» можно сделать вывод, что по всем признакам предприятие может быть признано банкротом, так как показатели, рассчитанные по методике, принятой постановление Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятия», не соответствуют установленным нормам.
Это подтверждается и финансовый анализ по методике Федеральной службы России по финансовому оздоровлению.
Исходя из этого антикризисное финансовое управление, в большей степени, свелось к разработке и реализации комплекса специальных управленческих решений, направленных на преодоление финансовых кризисов предприятия, а также минимизацию их негативных финансовых последствий.
Следуя лавной цели антикризисного финансового управления – восстановление финансового равновесия предприятия и минимизация размеров снижения его рыночной стоимости, вызываемых финансовыми кризисами и были разработаны мероприятия финансового оздоровления.
Так как предприятию по всем признакам грозит угроза банкротства, было предложено в добровольном порядке подать заявление в арбитражный суд. Вместе с этим предлагается провести собрание кредиторов, которые бы приняли решение о введение на предприятии процедуры внешнего управления.
В этом случае внешний арбитражный управляющий проведет финансовый анализ в соответствии с правилами, установленными постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367, с целью выявления причин, приведших анализируемое предприятие к предбанкротному состоянию.