Введение:
В последние годы доктриной гражданского права все большее внимание уделяется проблемам создания и функционирования юридических лиц различных организационно-правовых форм.
Вопросы же реорганизации юридических лиц до недавнего времени либо вообще не затрагивалась, либо рассматривалась при изложении материала, как формально необходимая часть исследования.
Прежде чем произвести анализ реорганизации юридического лица необходимо раскрыть понятие, что такое юридическое лицо.
По нормативному определению Гражданского Кодекса Российской Федерации (ст.48), юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.
Детальнее раскрывая сущность юридического лица, следует отметить, что правовая конструкция юридического лица введена в гражданский оборот как инструмент, направленный на обслуживание потребностей участников оборота по ведению прежде всего предпринимательской деятельности. Если юридическое лицо лишить назначения служить чьим-либо интересам, то оно как правовая конструкция утратит право на существование. Иными словами, юридическое лицо существует постольку, поскольку есть его внутренние инвесторы (участники, акционеры и проч.). При этом модель юридического лица выступает эффективным инструментом, существенно сокращающим издержки по достижению тех целей, которые перед ним ставятся, особенно в сравнении с договорными связями: если на мгновение предположить, что юридическое лицо не существует в принципе, то участникам хозяйственного оборота пришлось бы заключить множество соглашений, которые были бы призваны заменить один емкий институт - юридическое лицо.
Соответственно, эволюция правовых систем привела к созданию особой конструкции юридического лица - организации ориентированной исключительно или имущественно на ведение предпринимательской деятельности, внутренняя структура которой призвана, с одной стороны, максимально возможным образом учитывать интересы внутренних инвесторов, а с другой стороны - эффективно осуществлять бизнес, соблюдая при этом интересы так называемых внешних инвесторов, контрагентов (преимущественно кредиторов) юридического лица.
Глава 3:
Разъяснение Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2003 года. № 19 по поводу проведения реорганизации путем выделения основано на нормах Федерального закона от 26. 12. 95г. № 208-ФЗ и изменений, дополнений к нему, а именно на нормах статьи 16-19 Закона, не предусматривающих возможности ее проведения путем разделения(выделения) акционерного общества на акционерное общество и юридическое лицо другой формы. Разделение (выделение) осуществляется для образования одного или нескольких новых акционерных обществ.
Как могут поступить участники акционерного общества, если они считают целесообразным, чтобы в результате реорганизации в виде выделения наряду с акционерным обществом возникло общество с ограниченной ответственностью или был создан производственный кооператив. Такая возможность не исключена, но процедуру реорганизации в этом случае придется проводить в два этапа: первоначально осуществить разделение (выделение) из реорганизуемого общества два акционерных общества, а затем преобразовать одно из них в общество с ограниченной ответственностью либо в производственный кооператив (ст.20 Закона). Подобный подход может вызвать несогласие со ссылкой на то, что вместо одной реорганизации придется проводить две, идти по более сложному пути. На это можно возразить, основываясь, во-первых, на статье 104 ГК РФ, предусматривающей, что порядок реорганизации общества определяется Кодексом и другими законами. Ни одна из действующих норм ГК РФ или Закона об акционерных обществах не предусматривает возможности реорганизации указанных обществ путем создания на их основе юридических лиц разных организационно-правовых форм. В постановлении пленума даются разъяснения о применении действующего законодательства, и, следовательно, иная позиция в нем не может быть выражена. Во-вторых, требует тщательной проработки вопрос о том, какой вариант реорганизации предпочтительнее с точки зрения обеспечения четкости ее проведения и гарантий прав участников общества -последовательное осуществление в два этапа или смешение различных форм реорганизации (разделение и преобразование общества и. т. д.) в одном, но достаточно сложном процессе.
Заключение:
В процессе осуществления деятельности юридического лица может встать вопрос о необходимости оптимизации его организационной структуры для обеспечения более устойчивого существования на рынке. Подобные изменения могут быть вызваны намерением учредителей (участников) юридического лица объединить свой бизнес с другими организациями, занимающимися реализацией на рынке аналогичных товаров и услуг, либо их стремлением разделить коммерческое предприятие, если разладились их партнерские отношения. Помимо прочего в силу определенных причин может возникнуть желание изменить существующую организационно-правовую форму предприятия. Такие структурные изменения оформляются посредством проведения реорганизации юридического лица в одной из предусмотренных законом форм: слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.
Институт реорганизации юридического лица регулирует отношения, связанные прекращением существующих и созданием новых юридических лиц- участников гражданского оборота. Поэтому основная цель реорганизации- обеспечение устойчивости гражданских правоотношений, то есть независимости от смены их субъектов, которая достигается переходом прав и обязанностей прекращающих свою деятельность юридических лиц к организациям правопреемникам.
Институт реорганизации особенно интенсивно развивался в последнее время, когда активизировались экономические отношения с участием самостоятельных субъектов, а также увеличилось число организационно- правовых форм, в рамках которых юридические лица могут осуществлять свою деятельность.
Реорганизация юридического лица представляет собой комплексный правовой институт, который регулируется положениями немалого числа законов и подзаконных актов. В настоящее время российское законодательство о реорганизации находится в процессе формирования. Это касается правового регулирования как процесса в целом, так и в отдельных его частей.