Дипломная по теме: Некоторые проблемы в исполнительном производстве в законодательстве РФ

Название работы: Некоторые проблемы в исполнительном производстве в законодательстве РФ

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

86 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение .3

Глава 1Развитие систем принудительного исполнения судебных решений в России .8

1.1Дореволюционная система исполнительного производства.8

1.2Развитие исполнительного производства с 1917г. и до настоящего времени .11

Глава 2Проблемы в исполнительном производстве .21

2.1Проблемы применения законодательства в исполнительном

производстве .21

2.2Применение исполнительного законодательства в судопроизводстве .42

Глава 3 Особенности совершения отдельных исполнительных действий .58

3.1 Особенности обращения взыскания на дебиторскую задолженность . 58

3.2 Особенности обращения взыскания на ценные бумаги .67

Заключение .80

Список использованных источников .84

Выдержка:

Введение:

За годы экономических и политических реформ в Российской Федерации создана большая правовая база, регулирующая систему новых экономических и социальных отношений. Вместе с тем по мере роста числа законов и иных правовых актов все более и более на первый план стала выходить проблема реализации нового законодательства. В обществе появилось понимание того вопроса, что исполнение представляет собой важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию поведения человека. Если предписания правовых норм не реализуются в действиях участников гражданского оборота и публично-правовых отношений, то такое право, по сути дела, не является действующим и существующим.

Система органов принудительного исполнения по своему социальному назначению и месту в системе органов государственной власти Российской Федерации призвана обеспечивать реализацию правовых норм с помощью мер правового принуждения в действиях участников правовых отношений.

Неразработанность и несовершенство процедур принудительного исполнения правовых норм, в том числе подтвержденных в актах органов судебной власти и иных юрисдикционных органов, крайне дорого обходится обществу и влияет на экономическую ситуацию в стране. Кроме того, плохая система принудительного исполнения напрямую снижает эффективность и авторитет органов судебной власти, поскольку судебное решение, которое не может быть реализовано, не имеет реальной юридической ценности.

Развитие Федеральной службы судебных приставов РФ (ФССП РФ) в современных условиях является одной из главных задач, напрямую влияющей на ход и темпы проведения в нашей стране судебной реформы, что в свою очередь оказывает влияние на совершенствование российского законодательства вообще, и гражданского в частности, а это, несомненно, отразится на инвестиционной привлекательности российской экономики. Потому что именно Служба судебных приставов обеспечивает неотвратимость имущественной и иной юридической ответственности должников в гражданском обороте, без чего невозможно решение значительной части экономических проблем современной России.

До вступления в действие Федеральных законов РФ «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 года № 119-ФЗ (далее – ФЗ РФ "Об исполнительном производстве") и «О судебных приставах» от 21.07.1997 года № 118-ФЗ (далее – РCФCP «О судебных приставах») организационные вопросы принудительного исполнения и порядок деятельности судебных исполнителей решались в основном нормами Закона «О судоустройстве в РСФСР» от 08.07.81г ., раздела V Гражданского процессуального кодекса РСФСР (далее ГПК РСФСР), Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации (последнее, по данному вопросу, было утверждено указом Президента Российской Федерации от 02.08.1999г. № 954 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации») и Инструкции об исполнительном производстве Министерства юстиции СССР, введенной в действие с 01.04.1986г.

Судебные исполнители состояли при районных судах (ст. 348 ГПК РСФСР) и находились в двойном подчинении: назначались на должность руководителями органов юстиции субъектов Российской Федерации, организовывали их работу председатель районного суда (п. 5 ст. 26 Закона о судоустройстве РСФСР) и Министерство юстиции Российской Федерации (п. 6 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации от 4 декабря 1993г. № 1187), а контроль за их работой осуществлялся судьей районного суда (ст. 349 ГПК РФ).Как и у всякого начинания, у данного направления государственной деятельности обозначились свои проблемы, требующие, прежде всего, нормативно-правового урегулирования.

Воссоздание службы судебных приставов было осуществлено в 1997 году в соответствии с Федеральными законами РФ «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Принятие в 1997г. названных двух новых Федеральных законов явилось значительным шагом вперед в развитии исполнительного законодательства и становления гражданского исполнительного права. В развитие принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную исполнительное производство организационно и юридически было выведено из непосредственного ведения власти судебной и отнесено к ведению органов исполнительной власти.

Глава 3:

В соответствии со ст.128 ГК РФ к объектам гражданских прав в Российской Федерации относятся среди прочего и имущественные права. При этом согласно ст.382 ГК РФ право требования, принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (в форме договора уступки требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Таким образом, можно обоснованно определить имущественные права должника как составной элемент его имущества, на которое, следовательно, может и должно обращаться взыскание по исполнительным документам.

Дебиторская задолженность должника является одним из источников погашения его обязательств. «Дебиторской задолженностью» именуется

«совокупность имущественных прав (требований) юридического лица» . К примеру, Федеральный Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» рассматривает выявление и ликвидацию дебиторской задолженности как существенный элемент процедуры восстановления платежеспособности должника.

Дебиторская задолженность чаще всего содержится и имеет внешнюю выраженность в неисполненных договорах, в которых должник выступает кредитором по отношению к третьему лицу, не участвующему в исполнительном производстве. Дебиторская задолженность может также содержаться в денежных обязательствах, подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, по которым должник выступает в качестве взыскателя.

Общеправовой режим дебиторской задолженности как объекта гражданских прав определяется правилами гл.24 ГК РФ «Перемена лиц в обязательстве».

Порядок ареста и реализации дебиторской задолженности определяется по общим правилам ФЗ РФ «Об исполнительном производстве». Особенности действий по аресту и реализации дебиторской задолженности определены и содержаться во Временной инструкции о порядке ареста и реализации прав (требований), принадлежащих должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторской задолженности) при обращении взыскания на имущество организаций-должников, утвержденный приказом Министерства юстиции РФ от 03.07.1998г № 76 (далее-Временная инструкция), а также в постановлении Правительства РФ от 23.04.1999г. № 459 «О реализации конфискованного и арестованного имущества».

Заключение:

Хотя Федеральная служба судебных приставов функционирует с 06.11.1997г. – момента вступления в силу федеральных законов РФ «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», сегодня уже каждый десятый гражданин решает свои насущные проблемы (получение з/платы, пенсий, пособий, и др.) через суд и судебного пристава.

В настоящее время Управления федеральной службы судебных приставов образованы во всех субъектах РФ. В составе службы насчитывается 2635 подразделений судебных приставов, в которых работает более 23 тысяч сотрудников. Треть из них осуществляет функции обеспечения установленного порядка деятельности судов.

Характеризуя законодательные акты, являющиеся юридической базой для формирования и развития правовых основ деятельности судебных приставов - ФЗ РФ «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», следует отметить, что в изначальной (ныне действующей) редакции они пока еще достаточно далеки от совершенства и требуют соответствующих изменений и дополнений.

Проблем при принудительном исполнении судебных решений и актов других органов очень много. Настораживают нарушения закона, имеющие место в деятельности судебных приставов-исполнителей.

Одна из причин встречающихся нарушений связана с чрезвычайно высокой служебной нагрузкой. С возложением на Службу обязанностей по принудительному взысканию налогов и сборов нагрузка на сотрудников увеличилась как минимум вдвое.

Не менее серьезная проблема – недостаточный уровень профессиональной подготовки судебных приставов-исполнителей. Так, по просьбе Министерства юстиции России, Министерство образования РФ включило в учебную программу юридических вузов курс «Исполнительное производство».

Похожие работы на данную тему