Введение:
Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики. Они сформулированы Президентом и Правительством России и нашли отражение в Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» .
Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Конституция провозгласила Российскую Федерацию демократическим, правовым и социальным государством. Это означает, что социальные права граждан являются наивысшей ценностью и государство обязано защищать эти права. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяется «социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей».
Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.
Глава 3:
В дополнение к трудовым пенсиям должно развиваться дополни¬тельное пенсионное обеспечение и страхование в направлении пере¬дачи большего объема прав и ответственности и в этой сфере в компе¬тенцию работодателей и работников. Негосударственные пенсии по¬зволят гибко учитывать отраслевые
и территориальные особенности, а также индивидуальные запросы и ожидания граждан при определе¬нии суммарного уровня материального обеспечения по окончании трудовой деятельности.
Дальнейшее формирование и развитие дополнительного пенси¬онного обеспечения и страхования должно решать следующие за¬дачи:
- повышение уровня жизни пенсионеров-участников негосу¬дарственных пенсионных фондов и других категорий, охватываемых дополнительными видами пенсионного обеспечения и страхования;
- развитие социального партнерства работодателей и работников;
- привлечение свободных средств организаций и граждан в рос¬сийскую экономику для финансирования государственных инвести¬ционных проектов и программ через систему размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов;
- использование влияния пенсионных планов пред¬приятий, отраслей и регионов для решения вопросов занятости и пе¬рераспределения экономически активного населения;
- содействие реформированию пенсионных льгот, связанных с особыми условиями труда, организации профессионального пенси¬онного страхования.
В целях обеспечения надежности институтов негосударственного пенсионного страхования и обеспечения, в первую очередь — негосу¬дарственных пенсионных фондов, необходимо формирование эффек¬тивной системы надзора и регулирования их деятельности, включая:
Заключение:
С 1 января 2002 года на территории России действует пенсионная реформа, коренным образом изменившая всю законодательную базу, регулирующую систему пенсионного обеспечения. Основу пенсионной реформы составили принятые в декабре 2001 года Законы:
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ; «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ; «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г. №166-ФЗ.
Пенсионная реформа в будущем коснется всех жителей страны. По мнению специалистов, к 2015 - 2016 годам произойдет переход от солидарной, или распределительной системы. Когда все средства, собранные в качестве пенсионных взносов с работающего населения, распределялись и выплачивались пенсионерам – к накопительной схеме, по которой каждый работник сможет своими доходами влиять на размер будущей пенсии .
Суть пенсионной реформы заключается в переходе на совершенно новый принцип пенсионного обеспечения – на основе пенсионного страхования.
Прежняя пенсионная система, основанная на принципе распределения, обеспечивала:
- низкий уровень размеров пенсии;
- недостаточный учет вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы;
- «уравниловку».