Введение:
Острый экономический кризис, с которым столкнулись многие страны в на-чале 80-х годов, потребовал перестройки государственного регулирования эко-номики, перехода к развитию рыночных отношений. Основными направления-ми экономических реформ в России стали приватизация (переход государст-венного имущества в частные руки), либерализация цен, финансовая стабили-зация (борьба с инфляцией, укрепление курса национальной валюты).
Корни многих сегодняшних проблем в России уходят в существовавшую ра-нее централизованную систему хозяйствования и ее наследие - монополизм и техническую отсталость.
Любая рыночная экономика предполагает наличие развитой финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регу-лирующих их институтов. Финансовый механизм занимает одно из важнейших мест в структуре любого государства. Через него государство и предприятия образуют и используют фонды денежных средств, которые необходимы для их деятельности.
Глава 3:
Налоговый кодекс разделяет бюджетные доходы по уровням государствен-ной структуры и устанавливает принцип ясности, предсказуемости, единства и справедливой налоговой системы и налоговый федерализм.
В соответствии с первой частью Налогового кодекса Российской Федера-ции и в зависимости от установления и зачисления средств в определенные бюджеты налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и ме-стные.Такое разделение налогов связано с федеративным устройством России , соответствует мировой практике и позволяет обеспечить бюджеты разных уровней своими собственными источниками доходов.
В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса, в состав федеральных на-логов и сборов входят: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, налог на прибыль предприятий, налог на доходы от капитала, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, налог за пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углево-дородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной доход, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные сборы.
Федеральные налоги и сборы вводятся в обязательном порядке и должны взиматься на всей территории Российской Федерации.
Вместе с тем в отношении этих налогов определенные права предоставлены не только федеральным органам, но и субъектам Федерации. Это касается регу-лирующих налогов. Однако компетенция субъектов Федерации ограничивается рамками той доли ставки, которая приходится данному субъекту Федерации.
Большинство федеральных налогов и сборов являются регулирующими бюджетными доходами.
Порядок бюджетного регулирования может быть установлен непосредст-венно в налоговых законах, специальным законодательством и путем установ-ления нормативных отчислений от регулирующих доходов по каждому субъек-ту Федерации при утверждении федерального бюджета. Кроме того, в соответ-ствии с отдельными соглашениями между федеральным центром и регионами для некоторых субъектов Российской Федерации например, Татарстан, Баш-кортостан, могут быть установлены иные правила организации межбюджетных отношений, в том числе специальные налоговые режимы.
К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, на-лог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы.
К местным налогам относятся: земельный налог, налог на имущество физи-ческих лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные ли-цензионные сборы.
Заключение:
В качестве основных целей экономической политики Правительства Рос-сийской Федерации при формировании бюджета на 2001 год является:
ограничение государственного долга, стабилизация работы промышленно-сти,
обеспечить оптимальную структуру обслуживания и погашения, государст-венного внутреннего долга, повышение собираемости налогов,
максимально сконцентрировать финансовые ресурсы на решении высоко-приоритетных задач при обеспечении стабильности в социальных отраслях, продолжить адресную поддержку наименее защищенных категорий населения, полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения бюджетов, считаю, что данные задачи будут исполнены.
В заключение хочется отметить, что проанализировав состав доходов и расходов федеральных, региональных и местных бюджетов, расходы федераль-ного бюджета за ряд лет, дефицит федерального бюджета как внутренний, так и внешний, межбюджетные отношения можно сказать, что Правительство при-нимает меры для качественного исполнения бюджета 2001 года, хотя это удает-ся с трудом.
Доходы федерального бюджета в январе - апреле 2001 года составили 452,8 миллиарда рублей, расходы 424,1 миллиарда рублей. По основному внешнему долгу с января по апрель 2001 года было выплачено 51,9 миллиарда рублей, чистое привлечение средств с внутреннего рынка составило 6,2 миллиарда руб-лей.
Министерство по налогам и сборам мобилизовано за 4 месяца в федераль-ный бюджет 277,7 миллиарда рублей, Министерство имущественных отноше-ний - 5,9 миллиарда рублей, Министерство имущественных отношений - 5,9 миллиарда рублей , Министерство Финансов - 6,8 миллиарда рублей, Мини-стерство атомной энергии - 3,7 миллиарда рублей, Государственный комитет по рыболовству - 4,0 миллиарда рублей.