Дипломная по теме: Совершенствование системы электронных платежей.

Название работы: Совершенствование системы электронных платежей.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Банковское дело

Страниц:

86 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

Введение .3

Глава 1.Банковская система России.6

1.1Сущность, функции, цели и задачи банковской системы.6

1.2 Структура банковской системы.16

Глава 2.Электронные платежи в системе Банка России.22

2.1 Основные виды расчетов и их эволюция.22

2.2 Электронные платежи как элемент платежной системы.35

2.3 Технология обработки межбанковских электронных расчетов.37

Глава 3.Анализ организации межбанковских расчетов в системе

Банка России (на примере ГРКЦ ГУ Банка России по

Ульяновской области).51

3.1Платежная система Ульяновской области (на период 2002г.).51

3.2Анализ внутрирегиональных и межрегиональных электронных

платежей.53

3.3 Пути совершенствования расчетной сети Банка России.60

Заключение.66

Литература.70

Приложения.72

Выдержка:

Введение:

В процессе проведения рыночных реформ был осуществлен переход от одноуровневой централизованной государственной банковской системы к соз-данию множества самостоятельных коммерческих банков и других кредитных организаций.

Центральное место в деятельности банков занимают выполняемые еже-дневно, а по сути ежечасно, операции по безналичному расчетному обслужи-ванию клиентов. Эти операции формируют устойчивые потоки платежей: от покупателей товаров – к поставщикам; от налогоплательщиков - в бюджет. В денежном обороте страны, как в зеркале, отражается ее экономика, а в денеж-ном обороте между странами - вся мировая экономика /1/.

Система расчетов, сформировавшаяся в условиях государственной мо-нополии на банковское дело, не могла обеспечить эффективное осуществление расчетов между коммерческими банками.

Необходимость реформирования существующей системы межбанков-ских расчетов в России отмечается и учеными-экономистами, и практиками банковского дела. Это связано с тем, что за последние годы в структуре пла-тежного оборота и движении денежных потоков произошли серьезные измене-ния.

Во-первых, значительный объем межбанковских операций сейчас про-водится кредитными организациями не по поручению клиентов, а за свой соб-ственный счет. По оценкам специалистов, примерно половина безналичных де-нежных средств вращается внутри банковского сектора, не доходя до произ-водственной сферы.

Во-вторых, в связи с этим активно развиваются новые виды рынков: ва-лютный, ценных бумаг, межбанковских кредитов. Ситуация на них может из-меняться несколько раз в течение рабочего дня. И в зависимости от конкретно-го времени (в часах и минутах, а то и секундах) проведения операции любая из сторон может получить прибыль или потерпеть убытки.

И если раньше участников межбанковских расчетов вполне устраивало получение ежедневных сведений об остатках средств на корреспондентских счетах, то сейчас им нужна оперативная информация на каждый момент време-ни, опирающаяся на быстрые и безошибочные расчеты.

При наличии современных компьютерных средств связи ставится задача не только обеспечить мгновенное прохождение платежей, но и практически полностью отказаться от бумажного документооборота.

В связи с этим возникла объективная необходимость в организации принципиально новой системы межбанковских расчетов, отличающейся на-дежностью и позволяющей проводить платежи между участниками хозяйст-венного процесса с наибольшей скоростью, разумными затратами и минималь-ными рисками, обеспечивая безошибочное перечисление средств по назначе-нию.

Глава 3:

Так, количество начальных электронных платежей, проведенных внутри Ульяновского региона за 2001 год, выросло с 95,9% в январе до 98,2% в декаб-ре (Таблица 1). За 2002 год также наблюдается увеличение количества началь-ных внутрирегиональных электронных платежей: 97% - в январе, 98,7% - в де-кабре (Таблица 2).

Банки и их клиенты сразу поняли бесспорные преимущества новых видов расчетов. На сегодняшний день в Ульяновской области все коммерческие банки являются пользователями системы электронных расчетов через расчет-ную сеть Банка России (Приложение 3). Клиенты ЦБ, Управление Федерально-го казначейства (УФК) и Фонд Социального Страхования ведут свои расчеты, используя эффективный способ передачи денежных средств – систему элек-тронных платежей. Клиенты коммерческого банка «Внешторгбанк», ОАО «Спиртовик», фирма «Продторг» и другие, работают по системе электронных расчетов. Такой крупный клиент ЦБ, как Пенсионный фонд, занят сейчас про-блемой перехода на новые формы расчетов с применением электронной систе-мы связи.

Рассмотрим диаграмму на которой наглядно показана динамика роста внутрирегиональных электронных платежей в общем объеме начальных доку-ментов (Рис. 6).

Заключение:

В целях совершенствования платежной системы Банк России на протя-жении 1998-1999 годов подготовил ряд нормативных документов, направлен-ных на развитие расчетной системы. Прежде всего, это Временное положение от 12.03.98г. N20-П «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России» и Положение от 23.06.98г. N36-П «О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России». Данные Положения оп-ределяют основные правила проведения безналичных расчетов с использова-нием электронных документов, а также особенности операционной работы при электронном обмене платежными документами.

Необходимость перехода на обмен электронными документами полного или сокращенного формата обусловлена развитием финансовых рынков (на-пример, переход на торги по долларам США в режиме единой торговой сессии) и интеграции банковской системы России в международное банковское сооб-щество. Кроме того, расчеты, совершаемые с помощью электронных докумен-тов значительно дешевле платежей, проводимых при помощи их бумажных аналогов. Так при общем увеличении с 1 августа 1999 года тарифов за расчет-ные услуги Банка России сохраняется разница в стоимости платежа, проводи-мого почтовым или телеграфным авизо, и с помощью электронных документов (приложение 4). Этот факт в сложившейся экономической ситуации имеет большое значение для кредитных организаций и клиентов, находящихся на расчетном обслуживании как в Банке России, так и в кредитных организациях /9/.

У банков, которые ценят своё время и средства, возникнет заинтересо-ванность в переходе на электронный документооборот. При этом целесообраз-но сразу переходить на обмен электронных документов полного формата, так как только такие электронные документы содержат все реквизиты бумажного платежного документа и не требуют в качестве сопровождения бумажного оригинала. Применение полноформатных электронных документов позволит уменьшить трудоемкость работы учетно-операционного аппарата банковских учреждений, сократить расходы, связанные с изготовлением, доставкой и хра-нением бумажных платежных документов, а также сократить число работни-ков, занятых в банковской сфере, не приносящих доход. Как показывает опыт работы Головного расчетно-кассового центра Главного управления Банка Рос-сии по Санкт-Петербургу большое количество расчетно-денежных документов, поступающих от банков, содержит ошибки в оформлении и поэтому возвраща-ется в банк без оплаты. К таким ошибкам можно отнести расхождения в под-писи уполномоченных лиц с образцом подписи в карточке образцов подписей и оттиска печати, нарушения формата документа при печати на бумажном но-сителе и др. Полноформатные электронные документы позволяют исключить возможность появления такого рода ошибок, но даже в случае их наличия, электронный документ гораздо проще откорректировать и вновь послать в рас-четную сеть Банка России по каналам связи для последующей его передачи по системе ВЭР или МЭР, чем бумажный документ.

Похожие работы на данную тему