Введение:
Контроль над рисками занимает исключительно важное место в банков-ском деле. Любое управленческое решение в банковской деятельности является рисковым, труднопредсказуемым и определяемым, так как финансовая сфера очень чувствительна не только к различным социально-экономическим факто-рам, но и к политическим. Малейшая нестабильность в обществе весьма болез-ненно сказывается на состоянии и динамике всех сегментов финансового рын-ка. А поскольку макроэкономические показатели труднопрогнозуемы, избежать полностью риска при принятии управленческих решений просто невозможно. Поэтому главная задача управления банковскими рисками состоит в том, чтобы правильно оценивать возможность риска при проведении той или иной опера-ции и свести его до минимального уровня.
Принятие на себя рисков за соответствующее вознаграждение традицион-но относится к сфере деятельности банков. Анализ, оценка и управление разно-образными рисками являются важной составной частью управленческой дея-тельности кредитных институтов. Отсюда и необходимость эффективного ме-неджмента, который отвечал бы требованиям быстро развивающихся нацио-нальных и международных финансовых рынков.
Риски органически присущи банковской системе. Острота рисков, тяжесть их последствий определяются как макро-, так и микросредой. Глубокие кризис-ные явления, вызванные переходом от плановой к рыночной системе хозяйст-вования, резко усилили рисковый характер банковских операций. В самом об-щем виде риски возникают из-за невозможности полностью обеспечить выпол-нение принятых решений, которые подвержены влиянию сложной совокупно-сти противоречивых факторов. Отклонения текущих предположений от того, что реально совершится в ходе реализации управленческого решения, содержат в себе как шансы на успех, так и риски потерь. Поэтому на содержательном уровне риски могут быть определены как возможность получения ожидаемых результатов от того или иного управленческого решения, что приводит к потере прибыли или даже убыткам, наносит ущерб имиджу банка, а в экстремальном случае ставит под вопрос само его существование.
Важнейшая задача банковского менеджмента заключается в том, чтобы в рамках конкретной финансово-хозяйственной системы найти оптимальное со-отношение между прибылью, риском и ликвидностью.
Глава 3:
Оценка кредитоспособности и принятие положительного решения о выда-че кредитов юридическим лицам имеет некоторые особенности. Если клиент не располагает собственными средствами, банк рискует не получить выданную ссуду обратно. Если же клиент вкладывает в производство и свою долю капи-тала, то, во-первых, вложение собственных средств заставляет клиента обеспе-чивать нормальную деятельность предприятия и получение прибыли, из кото-рой будет погашаться ссуда, во-вторых, при неблагоприятном для клиента раз-витии событий его собственные средства могут быть полностью потеряны еще до того, как средства кредитующего банка окажутся под угрозой.
Таким образом, кредитоспособность клиента – это способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим обязательствам. Кредитоспособ-ность заемщика в отличие от его платежеспособности не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-либо дату, а прогнозирует способность к по-гашению долга на ближайшую перспективу. Степень неплатежеспособности в прошлом является одним из формальных показателей, на которые опираются при оценке кредитоспособности клиента. Если заемщик имеет просроченную задолженность, а баланс ликвиден и достаточен размер собственного капитала, то разовая задержка платежей в прошлом не является основанием для заключе-ния о некредитоспособности клиента.
Уровень кредитоспособности клиента свидетельствует о степени индиви-дуального риска банка, связанного с выдачей ссуды заемщику.
Мировая и отечественная банковская практика позволила выделить крите-рии кредитоспособности клиента: характер клиента, способность заимствовать средства, способность зарабатывать средства в ходе текущей деятельности для погашения долга, капитал, обеспечение кредита, условия, в которых соверша-ется кредитная сделка, контроль (законодательная основа деятельности заем-щика, соответствие характера ссуды стандартам банка и органов надзора).
Под характером клиента понимается его репутация как юридического лица и репутация менеджеров, степень ответственности клиента за погашение долга, четкость его представления о цели кредита.
Способность заимствовать средства означает наличие у клиента права на подачу заявки на кредит, подписи кредитного договора.
Капитал клиента является не менее важным критерием. При этом важны следующие два аспекта его оценки: 1) его достаточность, которая анализирует-ся на основе требований Центрального банка к минимальному уровню уставно-го фонда и коэффициентов финансового левера; 2) степень вложения собствен-ного капитала в кредитуемую операцию, что свидетельствует о распределении риска между банком и заемщиком. Чем больше вложения собственного капита-ла, тем больше и заинтересованность заемщика в тщательном отслеживании факторов кредитного риска.
К условиям, в которых совершается кредитная операция, относятся теку-щая или прогнозная экономическая ситуация в стране, регионе и отрасли, поли-тические факторы.
Изложенные критерии оценки кредитоспособности клиента банка опреде-ляют содержание способов ее оценки:
оценка делового риска;
оценка менеджмента;
оценка финансовой устойчивости клиента на основе системы;
финансовых коэффициентов;
анализ денежного потока;
сбор информации о клиенте;
наблюдение за работой клиента путем выхода на место.
Эти критерии больше используются в российской банковской практике. В зарубежной же практике критерии несколько отличаются. Например, в Герма-нии был проведен опрос, в ходе которого были выделены следующие критерии (по степени важности).
Заключение:
Банковское дело находится в процессе перемен. Стремясь повысить эко-номическую эффективность и улучшить механизм распределения ресурсов, правительство предпринимает шаги в направлении создания в экономике атмо-сферы открытости, конкуренции и рыночной дисциплины. Для того, чтобы вы-жить и добиться процветания, банкиры должны отбросить свои бюрократиче-ские традиции и превратиться в предпринимателей, реагирующих и приспосаб-ливающихся к рыночной экономике.
Финансовая либерализация, ужесточение конкуренции и диверсификация ставят перед банками новые проблемы и способствуют возникновению новых рисков. Без выработки новых способов управления, банки могут оказаться в кризисе, что и происходит со многими банками в России.
Сейчас, когда в России складывается система рыночных отношений, банк становится если не главной, то одной из важнейших структурой. Если раньше банковское дело в России находилось на довольно низком уровне, как развития, так и по уделяемому вниманию в учебных заведениях, то сейчас это одна из на-ук, развивающихся наиболее быстрыми темпами.
В связи с переходом нашей страны от административно-командной систе-мы управления экономикой к рыночным методам изменилась и резко возросла роль кредитов. В настоящее время кредиты банков, обеспечивая хозяйственную дея¬тельность предприятий, содействуют их развитию, увеличению объемов производства продукции, работ, услуг. Значение кредитов банка как до¬полнительного источника финансирования коммерческой деятельности осо-бенно проявляется на стадии становления предприятия, которое ис¬пользует кредитные ресурсы при осуществлении долгосрочных инвести¬ций, направлен-ных на создание нового имущества (при капитальных инве¬стициях).
На банковскую систему влияет слишком рискованная кредитная политика, проводимая руководителями в погоне за прибылями, безрассудные расходы на развитие сети филиалов без учета их доходности.