Введение:
Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы - это важнейшая составная часть национального богатства страны.
В энергетике постоянно увеличивается потребление товарно- материальных ценностей в производстве. Это обуславливается расширением производства, значительным удельным весом материальных затрат в себестоимости продукции и ростом цен на ресурсы. Это обусловлено увеличением ремонта основных фондов с заменой комплектующих и запасных частей, т.к. средний износ основных фондов на предприятии составляет 60-70%. Для примера, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции в СВП МЭС составляет 24%.
Поэтому в комплексе мер по созданию системы бухгалтерского учета большое значение имеет формирование полной и достоверной учетной информации о наличии, движении и использовании производственных запасов на каждом предприятии, а также четкая организация внутрихозяйственного контроля за их сохранностью. Важное значение приобретает улучшение качественных показателей использования производственных запасов. Этого можно добиться путем экономии материалов и более эффективного их использования. Решения вышеизложенных задач можно достичь, применяя более прогрессивные конструкционные материалы, внедряя новые технологии, заменяя дорогостоящие материалы более дешевыми без снижения качества продукции, сокращая отходы и потери в производственном процессе, а также широко вовлекая в хозяйственный оборот вторичные ресурсы и попутные продукты.
Организация материального учета - один из наиболее сложных участков учетной работы. На промышленном предприятии номенклатура материальных ценностей исчисляется десятками тысяч наименований, а информация по учету производственных запасов составляет более 30% всей информации по управлению производством. Поэтому организация учета и контроля за движением, сохранностью и использованием материальных ценностей связана с большими трудностями. Важное значение имеет автоматизация всех учетных работ, начиная от выписки учетных документов и заканчивая составлением необходимой отчетности. Неотъемлемой частью учета и контроля производственных запасов является экономический анализ их использования, который углубляет поиски резервов повышения эффективности производства.
Таким образом, из вышесказанного вытекает, что выбранная нами тема весьма актуальна. Целью дипломной работы является изучение путей совершенствования организации бухгалтерского учета, сохранности и использования производственных запасов организации.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть экономическое содержание производственных запасов, дать их классификацию и оценку;
Глава 2:
Операции по движению (поступление, перемещение, расходованию) запасов оформляются унифицированными первичными документами по учету материалов, разработанными Госкомстатом России.
Первичные учетные документы включают в себя обязательные ре-квизиты, установленные Федеральным законом «О бухгалтерском уче-те»:
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование организации от имени которой составлен доку-мент;
- содержание хозяйственной операции;
- измеритель хозяйственной операции в натуральном и денежном выражениях;
- наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц и их расшифровки.
Кроме того, в первичные учетные документы могут быть включены дополнительные реквизиты в зависимости от характера операции, тре-бований соответствующих нормативных актов и методических указаний по бухгалтерскому учету, а также технологи обработки учетной инфор-мации.
Первичные учетные документы могут быть многострочными (на не-сколько номенклатурных номеров) или однострочными (на один номенк-латурный номер).
При отсутствии показателей по отдельным реквизитам в указанных первичных учетных документах соответствующие строко-графы прочер-киваются.
Документами по учету материально-производственных запасов яв-ляются (Приложение 3):
• М-2, М-2а - Доверенность;
• М-4 – Приходный ордер;
• М-7 – Акт о приемке материалов;
• М-8 – Лимитно-заборная карта;
• М-11 – Требование-накладная;
• М-15 – Накладная на отпуск материалов на сторону;
• М-17 – Карточка учета материалов;
• М-35 – Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений;
• М-37 – Акт на списание израсходованных материальных ценностей.
Рассмотрим, в каких случаях используются названные документы.
• Доверенность (форма № М-2, М-2а) - применяется для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного лица орга-низации при получении материальных ценностей от поставщика. Дове-ренность составляется в одном экземпляре в бухгалтерии и выдается под расписку получателю. Форму № М-2а применяют организации, у ко-торых получение материальных ценностей по доверенности носит мас-совый характер. Выдачу этих доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных дове-ренностей.
Выдача доверенности лицам, не работающим в организации, не допускается. Доверенность должна быть полностью заполнена и иметь образец подписи лица, на имя которого выписана. Срок действия дове-ренности, как правило, не может превышать 15 дней, в исключительных случаях она может выдаваться на календарный месяц.
• Приходный ордер (форма № М-4) – используется для учета мате-риалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер составляется в одном экземпляре материально-ответственным лицом в день поступления ценностей на склад. Он выписывается на фактически принятое количество ценностей. Бланки приходных ордеров вручаются материально – ответственным лицам в заранее пронумеро-ванном виде.
• Акт о приемке материалов (форма № М–7) - применяется для оформления приемки материальных ценностей в тех случаях, когда имеются количественные и качественные расхождения с данными со-проводительных документов поставщика, а также при приемке запасов, поступивших без документов (при неотфактурованных поставках). Акт является юридическим основанием для предъявления претензии по-ставщику; он составляется в двух экземплярах членами приемочной ко-миссии с обязательным участием материально-ответственного лица и представителя поставщика или представителя незаинтересованной ор-ганизации. Утверждается акт руководителем организации или другим уполномоченным лицом. Один экземпляр акта с приложенными первич-ными документами передается в бухгалтерию для учета движения ма-териальных ценностей, другой – в отдел снабжения или бухгалтерию для направления претензионного письма поставщику.
Заключение:
Учет производственно-материальных запасов в СВП МЭС ведется со-гласно нормативных документов.
Многообразие форм собственности, расширение прав предприятий в управлении экономикой, отраслевые особенности производства тре-буют альтернативных, а под час и многовариантных подходов при ре-шении конкретных вопросов методики и техники ведения бухгалтерского учета.
План счетов бухгалтерского учета в Российской Федерации преду-сматривает существенное сокращение числа синтетических счетов, предназначенных для учета и контроля движения производственных за-пасов. Одна синтетическая позиция - укрупненный активный счет 10 «Материалы» - отведена для обобщения информации о наличии, посту-плении и расходовании всех видов материальных ресурсов. Отражае-мые на этом счете материалы в зависимости от их функциональной ро-ли сгруппированы в субсчета. Однако, приведенный перечень субсчетов носит лишь рекомендательный характер. С учетом реальных условий хозяйствования предприятия могут уточнять этот перечень, вводя в него дополнительные субсчета или наоборот, объединяя некоторые из них.
Применяются следующие методы оценки материалов:
по средневзвешенной себестоимости (средней оценке);
по стоимости последних закупок (метод ЛИФО);
по стоимости первых закупок (метод ФИФО).
Оценка сырья, материалов, иных производственных запасов, из-расходованных на производство и обращение на нашем предприятии осуществляется по средне цене. Этот метод наиболее приемлем в ус-ловиях нашего предприятия. Хотя, имея специалистов, возможно до момента реализации, на основании анализа возможной динамики изме-нения складских остатков, смоделировать финансовые итоги продаж в различных ситуациях и обеспечить тем самым руководителя предпри-ятия данными для принятия обоснованных решений по ценовой полити-ке.
Уплачиваемый при приобретении материалов НДС отражается в учете по счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», только если он выделен в расчетных документах. Если НДС не выделяется, то его выделение расчетным путем не производится. В этом случае предприятие принимает на учет материалы вместе с упла-ченным НДС. Необходимо отслеживать также документы и возвращать их для переоформления. Суммы НДС по приобретенным производст-венным запасам подлежит зачету в том месяце, когда происходит опла-та этих ценностей.