Дипломная по теме: Анализ и управление формированием ресурсной базы коммерческого банка

Название работы: Анализ и управление формированием ресурсной базы коммерческого банка

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Банковское дело

Страниц:

89 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 РЕСУРСНАЯ БАЗА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 5

1.1 Виды и классификация банковских ресурсов, необходимость их привлечения 5

1.2 Вклады населения: классификация и характеристика 10

1.3 Виды ценных бумаг банка, эмитируемых для привлечения средств населения 16

1.3.1 Сберегательный сертификат 16

1.3.2 Банковский вексель 19

1.4 Ресурсы, привлекаемые с использованием банковских карт 22

2 РИСКИ ДЕПОЗИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И УПРАВЛЕНИЕ ДЕПОЗИТНЫМ ПОРТФЕЛЕМ БАНКА 28

2.1 Виды рисков депозитных операций 29

2.2 Оценка ресурсной базы 34

2.3 Методы управления депозитным портфелем 40

2.3.1 Страхование депозитов 40

2.3.2 Финансовые основы системы страхования вкладов 46

2.3.3 Зарубежный опыт в области страхования вкладов 50

2.3.4 Отчисления в фонд обязательных резервов 54

3 ХАРАКТЕРИСТИКА КОТЛАССКОГО ОСБ № 4090 60

3.1 История развития и роль Сберегательного банка России и Котласского ОСБ №4090 60

3.2 Организационная структура банка 63

3.3 Состав клиентов отделения 66

3.4 Анализ основных статей оборотно-сальдовой ведомости 67

3.5 Анализ доходов и расходов Котласского ОСБ № 4090 70

3.6 Показатели стабильности ресурсной базы 73

3.7 Структура вкладов населения 77

3.8 Эффективность привлечения ресурсов посредством выпуска ценных бумаг 80

3.9 Анализ применения банковских карт 82

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Приложение Д

Приложение Е

Выдержка:

Введение:

Важнейшей составляющей всей банковской политики является политика формирования ресурсной базы. Специфика банковского учреждения состоит в том, что подавляющая часть его ресурсов формируется не за счет собственных, а за счет заемных средств.

Формирование ресурсной базы в процессе осуществления банком пассив-ных операций исторически играло первичную и определяющую роль по отно-шению к его активным операциям. С первых дней существования банков дан-ная задача являлся первостепенной.

Основная часть банковских ресурсов, как известно, образуется в процессе проведения депозитных операций банка, от эффективной и правильной органи-зации которых зависит, в конечном счете, устойчивость функционирования любой кредитной организации. Этим обусловлена мотивация выбора направле-ния дипломной работы.

В условиях конкуренции между банками возрастает необходимость при-влечения как можно большего количества клиентов, вкладчиков, денежные средства которых являются источником пополнения ресурсной базы банка.

Привлеченные средства банков покрывают свыше 90% всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций. Из них средства населения составляют (в среднем по России) около 70-80 процентов.

В настоящее время на руках у населения России сосредоточено, по раз-ным оценкам, от 70 до 120 млрд. долларов США.

Не разумное хранение наличных денег в чулке, по данным социологов понимают трое из четырех россиян. Деньги должны работать. Упущенная вы-года населения составляет около 2 млрд. долларов США в год. Фактор безопас-ности играет также немалую роль. Хранящиеся дома купюры не защищены от злоумышленников, ни от природных стихий.

Но это не заставляет население выстраиваться в очередь к коммерческим банкам. Мешают другие факторы. Главным из них – недоверие к банковской системе в целом. В памяти абсолютного большинства до сих пор живы воспо-минания о 17 августа 1998 года.

Наиболее привлекательными для банков являются граждане, относящиеся к так называемому среднему классу. Так по оценке мониторингового агентства «Эксперт МА» – 76% «средних русских» имеют в собственности жил площадь, где постоянно проживают, 89% располагают личным автомобилем, 49% явля-ются владельцами дачных участков. Иными словами все не так уж и плохо. Ос-новные покупки уже сделаны, теперь можно отложить деньги на обучение де-тей, на создание своего дела, приобретения нового автомобиля. Это является основной целью сбережения.

Глава 3:

Такая группировка см. таблицу 7 позволяет оценить сроки возможного возврата средств клиентам и, следовательно, прогнозировать и регулировать ликвидность баланса банка.

Большой процент счетов до востребования (данный показатель хоть и снижается, но, тем не менее, составляет более 35 % от всей структуры) обу-словлен не доверием населения к банкам и к экономике страны в целом. Мно-гие клиенты хранят свои сбережения именно на счетах до востребования, тем самым уменьшают свою возможную прибыль (так как процент счетов до вос-требования на много ниже срочных) и так же лишают банк возможности в пол-ном объеме использовать привлеченные средства. Но так же счета до востребо-вания являются наиболее дешевыми средствами и увеличивают доходность банковских операций.

Наиболее привлекательными для населения (доля юридических лиц в срочных депозитах не значительна) являются депозиты сроком от 1 до 3 меся-цев. Их доля с каждым годом увеличивается. Так же интерес вызывают вклады до 1 месяца. Вложение средств на счета сроком более 3 месяцев не привлекает клиентов. И это отрицательно влияет на ликвидность баланса. В связи с этим наблюдается ориентация банковской стратегии на увеличение объемов долго-срочных депозитов, и это приносит свои плоды. Динамика изменения средств на счетах клиентов свыше года на лицо (увеличивается на 0,2% каждый год).

Далее рассмотрим систему коэффициентов, позволяющих провести ана-лиз депозитного портфеля Котласского ОСБ по операциям с населением.

Один из них – средний срок хранения вкладного рубля, отражающий в динамике стабильность вкладов. Он рассчитывается по формуле:

Заключение:

Пассивные операции играют в коммерческих банках первичную роль по отношению к активным. Именно за их счет происходит привлечение средств для дальнейшей инвестиционной деятельности банков.

В то же время нельзя не сказать, что такому источнику формирования банковских ресурсов, как депозиты присущи и некоторые недостатки. Речь идет о значительных материальных и денежных затратах банка при привлече-нии средств во вклады, ограниченности свободных денежных средств в рамках отдельного региона. Кроме того, мобилизация средств во вклады зависит в зна-чительной степени от клиентов, а не от самого банка. Поэтому конкурентная борьба межу банками на рынке кредитных ресурсов заставляет их принимать меры по развитию услуг, способствующих привлечению депозитов. Укрепле-ние депозитной базы очень важно для банков. За счет увеличения общего объе-ма вкладов и расширения круга вкладчиков юридических лиц и физических лиц, можно улучшить организацию депозитных операций и систему стимули-рования привлечения вкладов.

В дипломной работе рассмотрены теоретические аспекты деятельности коммерческих банков в сфере привлечения ресурсов населения, более детально рассмотрена классификация депозитных счетов, выявлены их особенности, а также преимущества и недостатки для обеих сторон депозитных операций.

В ходе написания работы проанализирована текущая ситуация на депо-зитном рынке региона, а также изучена деятельность Котласского ОСБ № 4090 в области вкладных операций.

По итогам исследования, проведенного в дипломной работе, можно ска-зать о том, что на рынке региона наблюдается стабилизация ситуации с привле-чением временно свободных средств граждан во вклады. Анализируя регио-нальный рынок депозитов, можно выявить тенденцию снижения доли депози-тов юридических лиц в совокупных пассивах банковского сектора. В отноше-нии же вкладов граждан наблюдается обратная ситуация – их доля растет.

В деятельности Котласского отделения можно отметить как позитивные, так и негативные тенденции. К положительным моментам в работе банка мож-но отнести постоянно расширяющуюся клиентскую базу, рост активов, собст-венного капитала и привлеченных средств. Однако в структуре привлеченных средств необходимо больше уделять внимания средствам, привлекаемым от на-селения, так как именно вклады граждан в настоящее время являются наиболее перспективными пассивами и приоритетным направлением банковского роста.

Исследование организации взаимоотношений Котласского ОСБ № 4090 с населением по формированию ресурсной базы позволили выработать ряд пред-ложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности отделения.

Для совершенствования системы привлечения населения необходимо ак-тивизировать свою работу с вкладчиками, поставить её на совершенно новый уровень.

Похожие работы на данную тему