Введение:
С переходом к рыночным отношениям постоянно увеличивается количество сделок с недвижимостью - это закономерно, в частности, с покупкой, продажей квартир. В современной России увеличивается потребность в улучшении условий для проживания граждан. В связи с этим обеспечение доступным жильём молодых семей посредством ипотеки стало в ряд национальных проектов нынешней России, а значит произойдёт новый подъём уровня удовлетворенности и оптимизма населения для строительства новой России.
Обострился интерес и к купле-продаже торговых, складских, производственных и прочих нежилых помещений, которые в большинстве случаев используются фирмами и предприятиями в качестве офисных центров. В этой сфере возникает много острых, дискуссионных проблем, которые представляют тем больший интерес, что позиция законодателя по этому вопросу не всегда безупречна.
Актуальность избранной темы объясняется, прежде всего, тем, что договор купли-продажи недвижимости в последние несколько лет в нашей стране в связи с экономическим ростом, ростом количества и качества предпринимательства приобретает все большее значение. Поэтому интересно рассмотрение выработанной судебно-арбитражной практики, анализ действующего гражданского законодательства. Об актуальности данной темы свидетельствует и то, что на правовую природу таких сделок влияют многочисленные факторы, например, в зависимости от того, принадлежит недвижимость частному лицу (физическому или юридическому) или государству; к какому виду недвижимости относится отчуждаемое имущество и т.д. Таким образом, значение исследования подтверждает и рассмотрение в рамках работы вопроса регистрации перехода прав на недвижимое имущество в по договору купли-продажи. Так, актуальность исследования правового режима регистрации перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним заключается в следующем:
Во-первых, отношения по государственной регистрации сложились совсем недавно, а, следовательно, интересны для исследования;
Глава 2:
По договору купли-продажи нежилого помещения одна сторона (продавец) обязуется передать в собственность здание (сооружение) другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это здание (сооружение) и уплатить за него определенную денежную сумму.
Условие о предмете договора продажи нежилого помещения считается согласованным сторонами, если в нем имеются данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе сведения о расположении объектов недвижимости на земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. В случае, если в договоре отсутствуют необходимые данные, - договор не считается заключенным.
Может ли быть предметом договора незавершенный объект строительства (в том числе здание (сооружение))? Ответ на этот вопрос можно найти в арбитражной практике. В информационном письме ВАС РФ говорится, что незавершенный строительством объект может быть предметом договора купли-продажи, а право собственности на него возникает с момента государственной регистрации .
Сторонами сделок могут выступать различные субъекты экономического оборота. Основными участниками таких сделок выступают граждане и юридические лица. В некоторых случаях совершать сделки с нежилыми помещениями могут города и иные муниципальные образования, а также субъекты Российской Федерации в лице соответствующих органов, например, при продаже муниципального или государственного имущества. Коммерческие организации, выступающие сторонами сделок с нежилыми помещениями, должны обладать правоспособностью, которая возникает с момента государственной регистрации юридического лица. Если юридическое лицо относится к некоммерческим организациям либо является государственным или муниципальным предприятием, необходимо отражение в учредительных документах возможности совершения таких сделок. Требования к форме договора купли-продажи здания (сооружения), как и, в общем, продажи недвижимости, сводятся к тому, что такой договор должен быть заключен в письменной форме в виде единого документа, подписанного сторонами (ст. 550 ГК РФ). В отличие от общих правил, регламентирующих последствия несоблюдения простой письменной формы сделки, нарушение требований, предъявляемых к форме договора продажи недвижимости, влечет его недействительность. Кроме обязательной письменной формы Гражданским кодексом РФ предусмотрена обязательная регистрация перехода прав по договору купли-продажи нежилых помещений. Государственной регистрации подлежит не сам договор продажи нежилых помещений, а переход права собственности на здание (сооружение) по такому договору от продавца к покупателю (ст. 551 ГК РФ). Договор купли-продажи нежилых помещений (зданий, сооружений) считается заключенным с момента его подписания, а не с момента регистрации перехода права собственности. Так, в информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ приводится такой пример из практики :
Заключение:
Проведя исследование, можно сделать следующие выводы: недвижимость является основой материального производства и имущественного благополучия граждан. Вложение капиталов и сбережений в недвижимость – важнейший экономический процесс рыночной экономики. Эти обстоятельства, а также особенности недвижимости как объекта собственности и других вещных прав, требуют особого внимания законодателя и тщательного правого регулирования. Стратегической целью государственной политики в сфере недвижимости и ее правового регулирования является обеспечение условий для эффективного использования и развития недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан, а также правовая защита этих интересов.
В связи с этим необходимо обеспечить правовую возможность гражданского оборота единых объектов недвижимости и защитить права покупателей при приобретении недвижимости в случае, когда строение расположено на государственной или муниципальной земле, путем: законодательного требования к продавцу перед актом продажи реализовать свое право на получение в собственность участка под зданием, строением, предприятием;
Необходимо сформировать систему установления и гарантирования прав на объекты недвижимости путем: законодательного закрепления единства кадастрового учёта, в который должен входить учёт земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости как физических объектов.
Зафиксировать права и обязанности кадастровых органов и граждан в связи с кадастровым учётом, обеспечить публичность сведений кадастра недвижимости в той мере, которая бы защищала интересы и права собственников. Кадастровый учёт единых объектов недвижимости на территории муниципального образования или иной установленной юрисдикции должен осуществлять один орган, который ведет учёт и земельного участка, и здания, помещений и иных объектов недвижимости (лес, участки недр, обособленные водные объекты и пр.). Также нужно усовершенствовать гражданское законодательство о недвижимости. Сделать единым гражданское законодательство о недвижимости, отразив особенности недвижимого имущества, отличающие его от движимого имущества. Внести изменения в земельное законодательство, исключающее его противоречие нормам гражданского законодательства по вопросам недвижимости. Подготовить законопроекты и внести изменения в существующее законодательство относительно определения земельного участка как базового элемента недвижимости, а любых его строительных изменений - как улучшений земельного участка.