Введение:
Не так давно наступил XXI век и многие проблемы, века уже ушедшего, так и остались не решёнными. Над ними ломают головы те, кому небезразлична судьба России, кто связывает свое будущее с ее будущим. Они задумываются о выборе путей экономического, социального, духовного и нравственного разви-тия. Все эти проблемы взаимосвязаны и все нужно решать как можно скорее. Естественно, меня, как будущего экономиста, больше интересуют накопившие-ся проблемы экономического характера. Их огромное число, но среди них мож-но выделить несколько наиболее актуальных и принципиальных: проблема эко-номического роста, поддержание спроса, финансирование и развитие социаль-ной сферы, проблема занятости, проблема интеграции России в мировое сооб-щество, проблема накопленных Россией долгов за последние годы в результате внешних и внутренних займов.
Понятие «бюджет» имеет два толкования. С одной стороны, это совокуп-ность финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономиче-ский субъект, будь то государство, предприятие, семья. С другой стороны - это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступлений и расхо-довании за определенный период, чаще всего за год. То есть бюджет определяет и содержимое «кошелька», наличие в нем денежных средств или их отсутствие, и динамику его наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.
В тех случаях, когда имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для осуществления расходов, говорят о возникновении бюджетного дефицита. Обычно он измеряется в виде процента от ВВП. Бюджетный дефицит не обяза-тельно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике стра-ны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает рост валового национального продукта, а не кризисное состояние государственного регулиро-вания. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихий-ными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в ре-зервном фонде бюджета. Иногда несбалансированный бюджет даже полезен
Глава 2:
В рамках осуществляемой бюджетной реформы особое внимание уделяется повышению эффективности (результативности) бюджета государства. Для России такая постановка вопроса достаточно нова, но в других странах накоплен определенный опыт решения подобных проблем и степень их разработки такова, что можно говорить о новом этапе общего развития государственных финансов.
Вопрос эффективности бюджета страны начал активно обсуждаться в западной экономической науке примерно пятьдесят лет назад . Два обстоятельства способствовали этому. Первое то, что к тому времени сформировалось представление о государстве как о производителе общественных благ, а не просто собирателе налогов, расходуемых на содержание государственного аппарата и другие цели, обозначенные самим же государством. Взаимоотношения общества и государства стали истолковываться как подчинение деятельности государства интересам общества, для осуществления которой оно и получает от общества определенные финансовые ресурсы. А поскольку государство стало трактоваться как производитель, то, естественно, возникла проблема эффективности его деятельности, то есть рациональности использования им полученных от общества ресурсов. Следует добавить, что в широком смысле слова бюджет воздействует на общество не только через свои расходы, но и через доходы (налоги и другие платежи). И теоретически, и практически следует изучать эффективность бюджета и при взимании налогов и других обязательных платежей. Но это все же — особая проблема и в данном случае она не затрагивается. Поэтому под эффективностью бюджета будет здесь пониматься эффективность его расходов, как главного средства воздействия на общество и хозяйство.
Второе, это большие успехи, достигнутые корпоративным сектором экономики в рациональной организации производства, снижении затрат, росте доходности, особенно в связи с применением систем «планирование — программирование — бюджетирование», связанных с широким использованием экономико-математических моделей. Высокая эффективность этих методов в корпоративном секторе, естественно, породила желание использовать их и в бюджетном планировании.
Заключение:
После кризиса 1998 г. в российской экономике наблюдается ряд положительных тенденций. Высокими темпами растут производство и инвестиции, начал повышаться жизненный уровень населения. Бывший хронический бюджетный дефицит сменился заметным профицитом, возросло доверие к проводимой в стране денежно-кредитной политике. Возрождается банковский сектор. В предыдущем разделе рассматривались возможные источники нынешнего роста и делался вывод, что помимо временных факторов, способствовавших улучшению условий торговли для российских компаний, свою роль сыграли и институциональные изменения. В последние годы Правительство РФ осуществляло важные меры и реформы, некоторые из них рассмотрены в этой и других главах обзора.
Экономическая стратегия российского Правительства также включает сильную ориентацию на дальнейшую интеграцию страны в мировую экономику. Это означает приверженность Правительства, отраженную в его экономической программе, внесению изменений в законодательство и меры регулирования, необходимых для присоединения к ВТО. Россия снизила импортные тарифы на многие товары, ограничив применение самых высоких ставок в 25 и 30% меньшим списком "высокочувствительных" товаров. Как сообщается, на переговорах о вступлении России в ВТО достигнут заметный прогресс, хотя все еще продолжается обсуждение таких вопросов, как субсидирование, лицензирование и другие возможные барьеры па пути свободной торговли.
Краткосрочные перспективы развития российской экономики остаются весьма благоприятными. Заметный риск представляет только динамика мировых сырьевых цен. Резкое ухудшение условий торговли в ближайшем будущем окажет негативное воздействие на бюджет с точки зрения возможностей выплаты по внешнему долгу и проведения важных реформ в социальной сфере. Российское Правительство пытается застраховаться от, по крайней мере, части этого риска, создав специальный стабилизационный фонд в бюджете.
Также должно быть уделено внимание бюджетированию. Для успешного внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, должны быть модифицированы содержание и структура бюджетной классификации, разработан четвертый вид бюджетной классификации (помимо экономической, ведомственной и функциональной) по целям и задачам государственной политики — программной классификации. Частично программная классификация может совпадать с функциональной, однако в отличие от последней она должна отражать цели и задачи текущего, а не долгосрочного периода. Кроме того, бюджетную классификацию надо согласовать с международными стандартами финансовой отчетности и статистики государственных финансов.