Введение:
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные кадровики.
Между тем, в условиях введения нового механизма хозяйст¬вования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самооку¬паемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще больше возрастает.
К тому же адаптация является важнейшей интеграционной характеристикой психического развития, она является первой стадией социализации из трех стадий, которые выделил психолог А.В. Петровский:
- адаптация
- индивидуализация
- интеграция
На стадии адаптации человек усваивает те нормы, нравственные устои, ценности, которые превалируют в данном коллективе. Справившись с трудностями адаптационного периода, наступает время, когда мобилизуются все внутренние ресурсы для утверждения своей индивидуализации. Стадия интеграции наступает только в том случае, если две предыдущие пройдены со знаком «плюс». Это значит, что молодой специалист и коллектив становятся единым целым, удовлетворяя все свои потребности, что обеспечивает комфортное взаимосуществование. Из этого следует, что достигнуть стадии индивидуализации и интеграции возможно лишь при успешном осуществлении процесса адаптации.
Глава 3:
ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Гипотеза о наличии статистической связи между следующими переменными:
- шесть основных тенденции поведения человека (зависимость, независимость, общительность, необщите6льность, принятие «борьбы», избегание «борьбы») и адаптационные возможности (поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал, моральная нормативность);
- шесть основных тенденции поведения человека (зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы», избегание «борьбы») и социально-психологическая адаптация;
- адаптационные возможности (поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал, моральная нормативность) и социально-психологическая адаптация;
2. Гипотеза о наличие различий между двух групп с низкой адаптацией в уровне социально-психологической адаптации после проведения мероприятий, направленных на коррекцию адаптационных возможностей и повышение уровня адаптации.
Для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между переменными воспользуемся формулой линейной корреляции Пирсона:
Заключение:
Подводя итоги необходимо отметить, что адаптация есть социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, когда личность и трудовая среда активно взаимодействует друг с другом. Она имеет сложную структуру и представляет собой единство разных видов адаптации профессиональной, социально-психологической, общественно-политической и культурно-бытовой.
Профессиональная адаптация выступает важным составным элементом системы подготовки кадров и является регулятором связи между системой образования и практической деятельностью. Чаще всего адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к труду в рамках определенной профессии, включения его в производственную деятельность, усвоения им условий и достижения эффективности труда. Однако адаптацию нельзя рассматривать только как овладение специальностью. Она предусматривает также приспособление новичка к социальным нормам поведения, действующим в коллективе, установление таких отношений сотрудничества работника и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд, удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей обеих сторон. Анализ факторов определенной среды и окружения напрямую связан с адаптацией. Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталось с эффективной психологической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего – с ее нарушениями.
Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, результаты исследования позволяют сделать вывод, что существует тесная связь между личностными характеристиками и процессом адаптации. Также на процесс адаптации влияет состояние непосредственного окружения и особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное взаимодействие. Эффективная психологическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности.