Введение:
Актуальность проблемы. По всей вероятности, товарораспорядитель-ные документы (ТРД) являются в настоящее время одним из наиболее эффек-тив¬ных инструментов, которые выработала мировая торговая прак¬тика и право для обеспечения движения материальных ценностей и кредитных ресурсов в национальной и международной коммер¬ческой деятельности.
К распорядительным относятся в первую очередь документы, которые удостоверяют права в отношении определенных товаров, находящихся в про-цессе перевозки или хранения. Отсюда их раз¬деление на транспортные и склад-ские (как отмечает П.Цитович, "наконец, подобно тому, как договор перевозки может вызвать особую распорядительно-товарную бумагу, - накладную, дого-вор торговой поклажи может вызвать распорядительно-товарную бумагу, и да-же не одну, а две: варрант и товарозалоговое свидетельство") . К первым отно-сятся бор¬товой коносамент, без сомнения, классический и наиболее изучен¬ный образец этого разряда документов, небортовой коносамент, деливери-ордер, дубликат железнодорожной накладной. К склад¬ским документам, по россий-скому законодательству, причисляются простое и двойное складские свиде-тельства .
Известный российский цивилист Н. О. Нерсесов, определяя первостепен-ную роль распорядительных документов в хозяйствен¬ном обороте, справедливо отмечал, что "благодаря им облегчает¬ся возможность циркуляции товаров, на-ходящихся в движении, на пути или на хранении в товарных складах. Иногда совершают¬ся несколько сделок купли-продажи или заклада товара между ли-цами, не видавшими вовсе товара, а действующими лишь на основании тех све-дений, которые заключаются в диспозитивных бумагах" .
Глава 3:
Для исследования содержания товарораспорядительных доку¬ментов, по-рядка совершения операций с ними и возможностей ис¬пользования этих доку-ментов в торговом обороте важно предвари¬тельно провести их классификацию. Такая классификация имеет существенное значение также для определения ви-дов договоров, которые оформляются с использованием того или иного распо-ря¬дительного документа.
В научной литературе роль классификаций как способов при¬ращения знания об изучаемых объектах нередко недооценивается. Однако основная за-дача классификации - систематизировать дан¬ную область знаний или деятель-ности для облегчения ориентировки в ней. Классификации позволяют решать немаловажные пробле¬мы, поскольку раскрывают внутренние, закономерные связи меж¬ду группами классифицируемых предметов. При этом между пред¬метами обнаруживаются общие признаки, которые исчезали из поля зрения при первоначальном формальном подходе. Основой для ус¬тановления таких отно-шений всегда служат некоторые объектив¬ные закономерности, охватывающие данный круг предметов или явлений.
Порядок классифицирования объектов основывается на опре¬деленных правилах: 1) деление на одной ступени производится по единому основанию; 2) различаются основания деления и принцип упорядочения членов горизонталь-ного ряда; 3) выбирается такой признак, который можно было бы использовать в качестве основа¬ния деления на всех ступенях; 4) деление должно быть сораз-мер¬ным: все известные в это время подклассы должны быть учтены, но следует предусмотреть способы включения в классификацию новых понятий; 5) члены деления одного ряда должны исключать друг друга.
При проведении классификации распорядительно-товарных документов представляется целесообразным использовать индук¬тивное и дедуктивное по-строение, поскольку при индуктивном по¬строении анализу подвергаются от-дельные объекты, объединяемые в классы на основе сходства или различия в признаках, а при де¬дуктивном способе оперируют понятиями и на основе их сходст¬ва или различия устанавливают между ними родо-видовые отно¬шения.
Для классификации товарораспорядительных документов важ¬но полное выявление всех существующих видов таких документов. В российском торго-вом обороте по мере его развития происходило изменение круга ТРД.
Заключение:
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
1. Согласно п. 2. ст. 907 письменная форма дого¬вора складского хранения считается соблюденной, если его заключение и принятие товара на склад удо-стоверены складским доку¬ментом.
Особенностью отношений по перевозке грузов и хранению на товарном складе является то, что они в основном урегулированы императивными норма-ми Гражданского кодекса и транспортным законодательством, а на усмотрение сторон отдается незначитель¬ное число вопросов. При этом соответствующий товарораспоряди¬тельный документ не только подтверждает факт заключения до¬говора, т. е. выполняет доказательственную функцию. Распоряди¬тельно-товарный документ фиксирует, "концентрирует" в себе все основные условия договора, порождает права и обязанности сторон.
2. Простое складское свидетельство в силу ст. 917 ГК РФ явля¬ется предъ-явительской бумагой. Двойное складское свидетельство на основании ст. 915 ГК РФ - ордерная бумага. "Складское сви¬детельство и залоговое свидетельство могут передаваться вместе или порознь по передаточным надписям".
3. Коносаментом признается документ, удостоверяющий зак¬лючение до-говора морской перевозки и предоставляющий его держателю право распоря-жаться указанным в нем грузом и по¬лучить груз после завершения перевозки. Основные правила об¬ращения коносамента и его реквизиты содержатся в Ко-дексе торгового мореплавания РФ (1999 г.). Коносамент исполняет три основ-ные функции: является доказательством передачи товара на борт судна для его перевозки, доказательством заключения договора перевозки груза, а также средством передачи во время перевозки прав на товар третьим лицам.