Введение:
В условиях централизованного управления народным хозяйством стра-тегическое управление отдельным предприятием не входило в компетенцию его управленческого аппарата. Все основные стратегические решения если и принимались, то принимались "наверху" – в кабинетах Госпланов, отраслевых министерств и ведомств. Предприятию была отведена роль исполнителя этих решений. Более того, даже тактические решения, принимаемые на уровне предприятия, в большой мере разрабатывались "с оглядкой" на вышестоящее руководство.
Рынок лишает руководителя предприятия, как частного, так и государст-венного "привилегии стратегической безответственности". Он должен само-стоятельно, руководствуясь законодательными и нормативными актами, регла-ментирующими правила ведения производственной деятельности, а так же складывающейся на том или ином рынке конъюнктурой, принимать основопо-лагающие, долговременные стратегические решения. При этом он несет пол-ную ответственность перед самим собой, трудовым коллективом, наконец, пе-ред Законом за все экономические, юридические, экологические и иные по-следствия принимаемых стратегических решений.
Значение стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борь-бе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ус-корение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и измене-ние позиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, разви-тие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, и другие причины привели к возраста-нию значения выработки стратегии развития организации.
Глава 3:
Анализ конкурентных преимуществ магазина, проведенный ранее, пока-зал, что рынок розничной торговли продуктами питания в настоящее время яв-ляется конкурентным (т.е. по Ансоффу «старым»), сами услуги по продаже продуктов питания представляют собой «старый товар», который совершенст-вуется в технологическом аспекте, но сам принцип которого неизменен. Исходя из этого, можно выделить основное стратегическое направление развития ма-газина «Афина»:
1) Стратегия проникновения, или стратегия интенсивного роста. Реализу-ется в рамках существующих продуктов и рынков. Характерна для ситуаций, когда рынок продолжает развиваться или еще не насыщен. Эту стратегию бу-дем применять для основного ассортиментного ряда услуг по продаже продук-тов питания и основной деятельности магазина. Данная стратегия ориентирова-на на главный для магазина потребительский сегмент – жителей близлежащих домов (в отчетном году около 87 % покупателей составляли жители окрестных домов) и предполагает реализацию следующих альтернатив интенсивного рос-та:
а) внедрение новой формы обслуживания, направленной на повышение удобст-ва, качества и скорости обслуживания потребителей.
б) разработка и применение гибкой стратегии ценообразования, направленной, на привлечение дополнительных покупателей, более чувствительных к цене;
в) увеличение объема продаж за использования различных инструментов возна-граждения покупателей с целью сти¬мулирования потребителя осуществлять многократную покупку товаров магазине;
2) Стратегия разработки новых продуктов и услуг для существующих рынков (развитие нового рыночного сегмента) направлена на рост продаж за счет разработки модифицированных или принципиально новых товаров. К числу основных направлений реализации данной стратегии магазин относит следующее: внедрение в магазине новой услуги для потребителей по выпечке мелкоштучных хлебобулочных изделий, производство пиццы с доставкой на дом, производство сухариков. Общая стратегия предприятия в этом случае бу-дет направлена на селективный рост. Конкретные направления реализации дан-ной стратегии: активное продвижение товаров и услуг магазина на рынке; уста-новление прямых контактов с существующими и потенциальными клиентами, адресная политика нацеленного сбыта; гибкая ценовая политика.
Рассмотрим конкретные мероприятия в рамках выбранных стратегий разви-тия магазина.
Повышение качества обслуживания потребителей.
Разработанный проект технического перевооружения направлен на соз-дание определенного стиля и имиджа предприятия, выгодно отличающих от конкурентов. Реконструкция предприятия проводится в настоящее время за счет собственных средств учредителей магазина.
Заключение:
Проведенные автором исследования позволяют сделать следующие вы-воды и обобщения.
Стратегия - это долгосрочное, качественное определение направле¬ния развития организации, включающая разработанную на перспективу систему мер, обеспечивающих достижение конкретных, намеченных орга¬низацией це-лей. Существует система так называемых эталонных или базовых страте¬гий роста (развития), которая включает основные виды стратегий. Эти стратегии касаются всей организации и отражают различные подходы к росту фирмы, свя-занные с изменением одного или нескольких следующих элементов: продукт, ры-нок, отрасль, технология. Вторыми в иерархии стратегий находятся стратегии бизнеса или конкурентные стратегии. Функциональные стратегии разрабатывают-ся специально для каждо¬го функционального пространства организации. Они включают следующие элементы - Маркетинговая стратегия, Финансовая страте-гия, Производст¬венная стратегия, Стратегия НИОКР, Инновационные стратегии, Стратегия управления человеческими ресурсами.
Разработка стратегического видения и миссии, установление целей и принятие стратегии - это основные задачи процесса выработки направлений
развития. Они указывают, куда должна двигаться организация, устанавли¬вают краткосрочные и долгосрочные цели деятельности, определяют внешние и внутренние действия, которые будут предприняты для достиже¬ния поставлен-ных целей. Все это вместе образует стратегический план.