Введение:
Актуальность дипломного исследования заключается в то, что с начала 90-х гг. в Российской Федерации страхование стало возрождаться. Появилось множество компаний, предоставляющих страховые услуги. Для регулирования их деятельности в нашей стране было принято много нормативных актов. Основными среди них являются: «Основы гражданского законодательства Союза ССР и Республик» , затем Закон «О страховании» , второй части Гражданского кодекса РФ , закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и завершил процесс Федеральный закон РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» .
Данная работа посвящена страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
25 апреля 2002 г. Президентом РФ был подписан закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и с 1 июля 2003 г. закон вступил в действие.
В связи с ведением в действие Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», как в практическом, так и в теоретическом аспекте по данному виду страхования выявился ряд проблем.
Целью дипломной работы является комплексное правовое исследование специфики обязательного страхования гражданской ответсвенности владельцев транспортных средств, теоретических положений, выработка выводов и предложений по совершенствованию практики страхования гражданской ответсвенности, а также законодательства, регламентирующего эти отношения. В соответствии с изложенной целью ставятся следующие основные задачи:
— выявить понятие страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и какова его правовая природа?
Глава 3:
Как и любой другой гражданско-правовой договор, договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств имеет свои основания для прекращения и для признания договора недействительным.
Договор страхования прекращается в случаях:
- истечения срока его действия;
- исполнения страховщиком обязательства перед страхователем по договору в полном объеме, т.е. возмещение ущерба в размере страховой суммы;
- ликвидации страхователя, являющегося юридическим лицом, или смерти страхователя физического лица, кроме случаев замены страхователя в договоре страхования или его реорганизации.
Договор страхования может быть прекращен до наступления срока, на который он был заключен, если после вступления его в силу, возможность наступления страхового случая отпала, и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай.
Так же возможно досрочное прекращение договора страхования гражданской ответственности по соглашению сторон, если иное не предусмотрено гражданским законодательством или договором.
В случае же с договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств договор досрочно прекращается в случаях:
- смерть гражданина – страхователя, если его права и обязанности по договору обязательного страхования не перешли к другим лицам;
- ликвидация юридического лица – страхователя;
- отзыв лицензии страховщика в порядке, установленном законодательством РФ, и/или ликвидации страховщика;
- прекращение договора обязательного страхования по инициативе страховщика в связи с неуплатой страхователем страховой премии в установленный срок при продлении срока действия договора обязательного страхования;
- отказ страхователя от продления договора обязательного страхования со страховщиком, с которым был заключен договор;
- замена собственника транспортного средства;
- полная гибель (утрата) транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования;
- предоставление страхователем страховщику ложных или неполных данных при заключении договора обязательного страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска;
- иные случаи, предусмотренные законодательством РФ.
Однако на сегодняшний день существует ряд проблем связанных с досрочным прекращением действия договора обязательного страхования. Рассмотрим наиболее распространенные случаи.
Заключение:
Подводя итог, хотелось бы отметить, что на наш взгляд страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является, социально значимой сферой, важной для государства. Эта важность заключается в том, что в связи с увеличивающимся с каждым годом числом транспортных средств и, как следствие, увеличением числа дорожно-транспортных происшествий, количество пострадавших в них растет.
Материальные требования к владельцу транспортного средства, который причинил вред, могут быть значительным, а материальное положение причинителя вреда не всегда позволяет возместить причиненные убытки в полном объеме. Отсюда – пострадавший не всегда получает полное возмещение причиненного ему вреда. Виновное лицо, часто само оказывается в затруднительном материальном положении при выплате материального возмещения. Страхование гражданской ответственности позволяет избежать подобных проблем, а обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, позволяет в принудительном порядке обеспечить и защитить интересы, как виновника, так и потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии.
В связи с развитием страхования в России, Правительством РФ была принята Концепция развития страхования в Российской Федерации .
Основными задачами по развитию страхования в России концепция указала:
- формирование законодательной базы рынка страховых услуг
- развитие обязательного и добровольного видов страхования
- создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью