Введение:
Налоги являются необходимым звеном экономических отноше¬ний в об-ществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм го-сударственного устройства всегда сопрово¬ждаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налого¬вый ме-ханизм используется для экономического воздействия государства на общест-венное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздей-ствует на рыночную экономику, так же важное место отводится налогам. В ус-ловиях рыночной экономики любое государство широко использует налого-вую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инст-рументом управления экономикой в условиях рынка (8).
Применение налогов является одним из экономических методов управ-ления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерче-скими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомствен-ной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой фор-мы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения пред-принимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, вклю-чая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
В условиях перехода от административно - директивных методов управ-ления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регуля-тора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей на-родного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную по-литику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных пред-приятий.
Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налого-вой системе.
В 1992 г. система налогообложения физических лиц существенно изме-нилась. При сохранении наиболее крупного налога - подоходного были отме-нены некоторые ранее установленные налоги, а именно: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, существовавший как дополнение к подо-ходному налогу; сельскохозяйственный налог; налог с владельцев строений. Однако взамен было установлено несколько новых платежей, поглотивших или преобразовавших прежние.
События произошедшие 17 августа 1998 года резко усилили роль налогов в экономическом положении страны так как любое государство в послекризис-ной обстановке пытается поправить свое экономическое положение при помо-щи корректировки налоговой системы. А корректировки могут заключатся в следующем: или повышение налогового бремени, или его понижение плюс «упрощение» налогов. В первом случае можно получить кризис неплатежей так как многие предприятия и физические лица будут попросту уклонятся от упла-ты налогов так как работать в убыток никто не хочет. За этим потянется целая вереница проблем которые могут не только усугубить кризис, но и привести к полному развалу экономики. Второй путь на мой взгляд более прогрессивен, так как «упрощение» налогов и уменьшение налогового бремени до разумных пределов еще никогда не приводило к новому витку кризиса. Повторяю – «до разумных пределов» – так как чересчур резкое снижение ставок налогов не может привести к желаемому результату.
Глава 2:
В ходе документальных проверок сотрудники налоговой инспекции для осуществления контроля, за соблюдением налогового законодательства исполь-зуют в работе определенные приемы. Анализ нарушений налогового законода-тельства показывает, что они в большей части связаны с подлогами в первич-ных и иных бухгалтерских документах. Выявить их можно путем специального исследования данных учета. Подлоги в документах внешне обнаруживаются в таких формах, как противоречия в содержании отдельного документа, несколь-ких взаимосвязанных документов, а также отклонения от обычного порядка движения ценностей (16).
Для установления каждой из указанных форм противоречий применяются свои приемы исследования. Так могут применяться формальная, арифметиче-ская и нормативная проверка.
Формальная проверка - проводится внешний осмотр документа, проверя-ется наличие в нем всех необходимых реквизитов, каких либо посторонних за-писей, пометок.
При арифметической проверке контролируется правильность подсчета итого-вых сумм в документе как по горизонтали, так и по вертикали. При проверке расчетов по налогам арифметическая проверка дает возможность проверить правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например, налогооблагаемой прибыли, суммы налога и т. п. В формах расчетов обычно указывается порядок расчета показателей.
Нормативная проверка - это проверка содержания документа с точки зре-ния соответствия его действующим нормативным актам, правилам. Именно этот метод позволяет выявить незаконные по содержанию документы, устано-вить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции сверх установленных норм, неправильного применения ставки налога и т. п.
Именно с помощью данных приемов исследования отдельного документа при выявлении нарушения налогового законодательства можно выявить ошиб-ки при определении объекта налогообложения и расчете сумм налога.
К приемам исследования нескольких документов, отражающих одну и ту же или взаимоувязанные операции, относятся встречная проверка и метод вза-имного контроля.
Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и то-го же документа. Он применяется для документов, оформленных в нескольких экземплярах - накладные, счета-фактуры и т. п. Экземпляры документа нахо-дится либо в разных структурных подразделениях, либо в разных организациях. В условиях правильного отражения хозяйственной операции разные экземпля-ры имеют одно и тоже содержание. Не совпадение каких-либо показателей или отсутствие одного из экземпляров могут свидетельствовать об укрытии дохо-дов от налогообложения.
Метод взаимного контроля документов представляет собой исследование различных документов, прямо или косвенно отражающих определенные хозяй-ственные операции. Учет на предприятии построен таким образом, что, инфор-мация об одних и тех же операциях отражается в различных документах.
В результате таких исследований выявляются не подтвержденные доку-ментами операции, учтенные при расчете налогов, либо не полностью учтенные операции (28).
На предприятиях, ведущих лишь суммовой учет реализации товаров, од-ним из эффективных приемов выявления признаков укрытия доходов от нало-гообложения является контрольное сличение остатков. С помощью этого прие-ма в ряде случаев можно документально выявить поступление неучтенных то-варов. Для его применения сотруднику налоговой инспекции необходимо иметь по проверяемому объекту инвентаризационные описи на начало и конец перио-да и документы на оприходование и отпуск товаров. При изучении этих доку-ментов составляется таблица, в которой отражаются: остатки товаров на начало и конец периода, приход и расход товаров. Сущность приема контрольного сличения остатков заключается в сравнении максимально возможного остатка, который исчисляется путем сложения остатка товара на начало периода и при-хода и вычитания документированного расхода, с остатком по описи на конец изучаемого периода. Негативным признаком является превышение фактическо-го остатка над максимально возможным.
Заключение:
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной эко-номики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количе-ства налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Неста-бильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема рефор-мы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискаль-ную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдель-ных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предостав-ляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к ры-ночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налого-вую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обоб-щенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах За-пада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы со-вершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике эконо-мических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищу-щей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформи-рования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изы-сканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллек-тивов и специалистов.
Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Большая их часть все равно будет отложена до лучших времен. А до этого времени наша налоговая система будет, практически, не способна выполнять те функции, которые на неё возложены, что, в свою оче-редь, будет препятствовать экономическому развитию страны.
Конечно, наше налоговое законодательство оставляет желать лучшего, тем не менее, его необходимо досконально знать, ибо всем известно, что "не-знание законов не освобождает от ответственности".
Налоги все равно придется платить, вот только из каких денег, ведь меж-ду получением дохода и уплатой (принудительной и со штрафами) налога пройдет время и полученных денег уже может и не быть.