Введение:
В процессе ведения бизнеса на практике часто возникает необходимость реструктуризации организации. Причины реструктуризации могут быть разными: централизация или, напротив, децентрализация капитала, оптимизация производственной деятельности и т.д. Для таких случаев законодательством предусмотрена процедура реорганизации. В результате реорганизации права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят к вновь образуемым юридическим лицам в порядке универсального правопреемства. Соответственно, процедура реорганизации проще и занимает меньше времени по сравнению, если бы участникам юридического лица пришлось ликвидировать юридические лица, а затем создавать новые. Кроме того, в отличие от ликвидации не всегда нужно удовлетворять требования кредиторов (только если ими выдвинуто требование о досрочном прекращении обязательств). Таким образом, реорганизация является эффективным экономическим методом оптимизации ведения бизнеса.
Рыночная экономика предполагает наличие конкурентной среды. Чрезмерная централизация капитала в руках отдельных компаний в отдельных случаях может приводить к ограничению конкуренции и монополизации экономической деятельности. В этом отношении действенным методом поддержания государством здоровой конкурентной среды является возможность принудительного разделения или выделения юридических лиц.
Глава 3:
Правовое регулирование реорганизации кредитных организаций осуществляется как на уровне законов, так и нормативными актами ЦБ РФ. К числу законов, регулирующих процесс реорганизации, следует отнести:
1. ГК РФ,
2. ст. 23 Федерального закона от 02.12.1990 г. "О банках и банковской деятельности" ,
3. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц",
4. ст. 38 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" ,
5. Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью",
6. Федеральный закон "Об акционерных обществах".
К наиболее важным актам Банка России по вопросу реорганизации следует отнести:
1. Положение ЦБР от 4 июня 2003 г. N 230-П "О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения"(далее – Положение 2003г.) ,
2. Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (раздел 5) (далее – Инструкция 2004г.) .
Указанные нормативные акты устанавливают особенности реорганизации кредитных организаций. Общие положения гражданского законодательства применяются в том случае, если специальными актами о кредитных организациях не установлены иные правила. Главной особенностью реорганизации кредитных организаций является то, что в процессе реорганизации участвует Банк России.
На основании статьи 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России имеет право ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Поскольку деятельность кредитных организаций подлежит лицензирования, то при создании в результате реорганизации новых кредитных организаций ЦБ рассматривает вопрос о выдаче им лицензии. При этом во внимание принимаются лицензии, на основании которых действовали реорганизованные кредитные организации (п. 23.2 Инструкции 2004г.).
Заключение:
Реорганизация представляет собой комплексное правовое явление, изучить все аспекты которого в рамках одной работы не представляется возможным. Поэтому за пределами работы остались многие аспекты реорганизации, в частности, вопросы правопреемства и уплаты отдельных видов налогов при реорганизации, отражение реорганизации в бухгалтерском учете и отчетности реорганизуемых юридических лиц, процедура получения согласия антимонопольного органа на реорганизацию и другие.
Институт реорганизации является комплексным правовым институтом в виду того, что процесс реорганизации сам по себе является сложным и затрагивает различные аспекты правовых отношений при её осуществлении. Регулирование процесса реорганизации осуществляется нормами различных отраслей права: гражданского, предпринимательского, трудового, налогового, банковского и др. Однако как показывает анализ источников и судебная практика, основу правового регулирования реорганизации юридических лиц составляют положения ГК РФ.
В юридической науке не сложилось единого подхода к определению реорганизации, а легальное определение в ГК РФ отсутствует. Предложенные определения не могут претендовать на универсальность, так как не раскрывают в полной мере природу реорганизации. Можно выделить два аспекта в сущности реорганизации. Во-первых, экономический. С этой точки зрения, реорганизация – это способ оптимизации ведения бизнеса путем его укрупнения (разукрупнения). Во-вторых, юридический. Реорганизация, с этой позиции – это переход прав и обязанностей одних юридических лиц к другим посредством универсального правопреемства. Определение реорганизации как способа прекращения юридического лица представляется не совсем верным, так как не всегда в результате реорганизации, в частности, в случае выделения, происходит такое прекращение. Обращает на себя внимание тот факт, что при реорганизации происходит только общее (а не сингулярное) правопреемство, т.е. к образовавшимся в результате реорганизации юридическим лицам переходят все права и обязанности реорганизуемого юридического лица.