Введение:
Высокая доля дебиторской задолженности в общей сумме оборотных средств – одна из причин плохого финансового состояния многих предприятий. Дебиторская задолженность – особенный вид оборотных средств. Это долги данному предприятию других предприятий (организаций) – покупателей его продукции, потребителей его услуг, то есть деньги, которые предприятию еще только предстоит получить.
Средства в дебиторской задолженности свидетельствуют о временном отвлечении средств из оборота предприятия, что вызывает дополнительную потребность в ресурсах и может привести к напряженному финансовому состоянию.
Тема моей дипломной работы: «Управление дебиторской задолженностью предприятия». Целью исследования является разработка рекомендаций по управлению дебиторской задолженностью.
Базой исследования выступает закрытое акционерное общество «Московская мебельная фабрика». Дебиторская задолженность данного предприятия очень высока (она составляет около 35% от общей величины оборотных активов). Дебиторская задолженность, или счета дебиторов – неотъемлемый элемент сбытовой деятельности практически любого предприятия. Конечно, все фирмы стараются реализовывать продукцию на условиях оплаты по факту или даже предоплаты, однако по ряду причин (конкуренция, недостаточная ликвидность покупателей и т.д.) продавцам не всегда удается избежать задолженностей со стороны клиентов и в связи с этим в работе будут разработаны методы эффективного управления дебиторской задолженностью относительно существующего предприятия ЗАО «Московская мебельная фабрика».
Актуальность выбранной темы заключается в том, что грамотное управление дебиторской задолженностью способно предотвратить излишнее увеличение дебиторской задолженности, которое приводит к снижению денежных поступлений и возникновению безнадежных долгов, способных полностью поглотить прибыль фирмы. В процессе исследования решаются следующие задачи:
Глава 3:
Перед тем как обратиться в суд, ЗАО «Московская мебельная фабрика» следует испробовать все способы досудебного взыскания задолженности. Досудебное взыскание задолженности может состоять из переговоров с дебитором, в ходе которых кредитор должен предложить ему погасить задолженность в максимально короткие сроки. Также таким взысканием может быть претензия.
Претензия - это письменное уведомление, которое один участник договора направляет другому в случае, если тот нарушил свои обязательства по договору. Например, продавец может предъявить претензию покупателю, если он не оплатил поставленный товар, а покупатель - продавцу, если тот не поставил товар или поставил товар не того качества и комплектации.
Претензия состоит из двух частей. В первой, содержательной, части подробно излагается история возникновения долга и перечисляются первичные документы (акты, накладные и пр.), которые служат основанием и подтверждением факта задолженности. Вторая, претензионная, часть должна содержать конкретные требования к должнику: сроки погашения задолженности, предложение выплатить штраф, пени или неустойку в соответствии с договором или на основании Гражданского кодекса РФ. Вообще, обращение к дебитору в форме претензии чаще всего нежелательно, поэтому предпочтительный способ досудебного взыскания задолженности - переговоры.
Затем возможно три варианта развития событий.
Вариант первый. Должник может предложить приемлемую и необременительную для него схему оплаты как задолженности, так и санкций. Здесь кредитору следует помнить, что он имеет полное право не соглашаться на новацию, а требовать, чтобы дебитор погасил свою задолженность, например именно денежными средствами, а не продукцией предприятия или услугами.
Вариант второй. Должник может погасить долг, но не признать штрафные санкции. Тогда после погашения задолженности кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании штрафных санкций.
Однако арбитражные суды, как правило, не удовлетворяют иски об уплате санкций в большем размере, чем это предусмотрено Гражданским кодексом РФ. Более того, анализируя арбитражную практику, можно сделать вывод, что санкции присуждаются лишь в случаях, когда кредитор может доказать, что действия должника привели к прямым финансовым потерям кредитора.
На данный момент в компании не было ни одного случая обращения в суд по дебиторской задолженности клиента, так как если проанализировать всех должников, то они ежемесячно осуществляют покупку и погашают старые задолженности. То есть «мертвые» клиенты в компании отсутствуют. Более того, клиенты дорожат наработанными доверительными отношениями с компанией и стараются не увеличивать свои задолженности.
Заключение:
В составе оборотного капитала важным компонентом фондов обращения является дебиторская задолженность, которая представляет собой долги данному предприятию. Хозяйствующие субъекты имеют возможность управлять дебиторской задолженностью и воздействовать на ее величину с помощью кредитной политики.
Исследование проводилось на примере закрытого акционерного общества «Московская мебельная фабрика», основным видом деятельности которого является производство и реализация мебели.
В настоящей дипломной работе был рассмотрен основной круг вопросов, позволяющих комплексно представить содержание процесса управления дебиторской задолженностью в современных условиях и обеспечивающих выработку эффективных управленческих решений в этой сфере менеджмента на примере субъекта хозяйствования закрытого акционерного общества «Московская мебельная фабрика».
Поставленная цель настоящей дипломной работы – разработка рекомендаций по управлению дебиторской задолженности на примере ЗАО «Московская мебельная фабрика», по мнению автора, была достигнута. Автор проанализировал текущую ситуацию на рынке, проанализировал процесс управления дебиторской задолженности в компании, охарактеризовал существующую кредитную политику и вынес все возможные рекомендации для уменьшения дебиторской задолженности в фирме.