Введение:
Становление рынка жилья в России - одно из наиболее сложных направлений реформ. В течение многих лет жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) формировалось как сложная, многоотраслевая сис¬тема в условиях централизованного управления, охватывающая более 30 различных видов деятельности. Россия, как страна с высоким уровнем урбанизации (более 70% населения проживает в городах), имеет жилой фонд, который по своему масштабу составляет весомую долю в национальном богатстве, однако, его состояние не соответст¬вует технологическому и экономическому потенциалу страны.
В настоящее время ЖКХ России переживает кризисный период, что обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, вы¬сокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степе¬нью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
Выступив на начальном этапе экономических реформ в роли своеобразного амортизатора социальных последствий либерализации цен, жилищно-коммунальная сфера России постепенно превратилась в источник угроз для социального и экономического развития страны. Таким образом, очевидно, что подобная ситуация требует проведения серьезных и принципиальных преобразований на основе социально ориентированной концепции рыночного развития финансового хозяй¬ства жилищно-коммунальной сферы.
Глава 3:
Сфере ЖКХ присущ территориальный характер, в силу этого ее деятельность регулируется в рамках управ¬ления социально-экономическим комплексом территории. Очевидно, что в условиях развития рыночных отношений, которые предусмат¬ривают отмену бюджетного финансирования и повышение самостоя¬тельности предприятий ЖКХ, преобладающее значение в организа¬ции управления приобретает вопрос о резервах укрепления финансов отрасли. Это тем более важно, если учесть, что складывающаяся практика финансирования и тесно связанные с ней проблемы ценооб¬разования затрагивают интересы всех субъектов экономических от¬ношений, участвующих в процессе производства и потребления ус¬луг: органов местного самоуправления, населения, других потребите¬лей услуг (в том числе промышленных), предприятий ЖКХ.
Роль ЖКХ в организации управления территорией, формировании ее бюджета и его использовании двояка. С одной стороны, предприятия ЖКХ требуют значительных ассигнований, которые в ряде городов составляют 40-50% доходной части бюджета. Однако этих средств едва хватает на то, чтобы покрыть 20-30% потребности в них. Суще¬ствующее и постоянно нарастающее недофинансирование ущемляет интересы не только предприятий ЖКХ, но и населения, поскольку при этом, естественно, снижается качество обслуживания, увеличива¬ется число аварий и перерывов в предоставлении услуг.
Анализ общей тенденции изменения соотношения основных ис¬точников финансирования ЖКХ показывает, что в настоящее время темпы снижения бюджетных ассигнований значительно превышают темпы роста платежей населения. С другой стороны, сами предпри¬ятия ЖКХ для местных бюджетов - источники поступления средств (налоговые поступления), и от результатов их деятельности зависят решения по управлению финансами территории в целом. Иначе гово¬ря, результаты деятельности ЖКХ оказывают существенное влияние на организацию финансовых потоков территорий.
Основными резервами укрепления финансов ЖКХ на данном эта¬пе реформирования отрасли, по нашему мнению, являются:
1. Поиск нетрадиционных источников финансирования.
2. Освобождение всех операций по предоставлению жилищно-
коммунальных услуг от уплаты в бюджет или установление по
ним нулевой ставки.
3. Упорядочение системы предоставления льгот и субсидий по
оплате населением жилищно-коммунальных услуг.
Рассмотрим каждое из предложенных нами направлений.
Жилищно-коммунальные предприятия испытывают острую ну¬жду в финансовых средствах для проведения реконструкции и мо¬дернизации. Объем устаревших производственных фондов значи¬тельно возрос за последние годы, объекты жилищного фонда тре¬буют капитального ремонта, в то же время бюджетное финансиро¬вание на эти цели фактически прекращено. Практически не исполь¬зуются механизмы привлечения заемных средств с последующим их использованием для реконструкции инфраструктуры и внедре¬ния ресурсосберегающих технологий. В то же время ситуация бла¬гоприятствует привлечению внебюджетных источников финанси¬рования.
Заключение:
Как показано в теоретической главе дипломной работы, финансовое хозяйство предприятий жилищно-коммуналь¬ной сферы опосредует денежные отношения, связанные с форми¬рованием и использованием доходов и накоплений предприятий отрасли в процессе получения средств населения, бюджета, дру¬гих источников финансирования отрасли для обеспечения беспе¬ребойного обслуживания жилищного фонда, предоставления ка¬чественных коммунальных услуг и работ по благоустройству го¬родских территорий.
Особенности ЖКХ обусловлены, прежде всего, наличием большой доли муниципальной собственности и социальной направ¬ленностью деятельности всех субъектов отрасли ЖКХ.
В работе показано, что доходы всей отрасли жилищно-комму¬нальных услуг, независимо от форм собственности, слагаются из трех основных компонентов: оплаты жилья и коммунальных услуг; дотаций из бюджета; прочих источников.
Анализ управленческо-организационных особенно¬стей, финансовых отношений и состояния финансового хозяйства ис¬следуемой отрасли в целом и ее предприятий, а также особенностей развития конкурентных отношений в исследуемой сфере доказал необ¬ходимость дальнейшего финансового реформирования ЖКХ.