Введение:
Активное проникновение на российский рынок иностранного капитала, сопровождающееся оттоком национального капитала за пределы страны, порождает множество проблем экономического, социального и психологического свойства. Между тем, интеграция российской экономики в мировое экономическое пространство - процесс необратимый. Принципы и этика цивилизованного бизнеса все глубже и глубже проникают в сознание российского предпринимателя и его повседневную деловую практику. К сожалению, история отечественного бизнеса насчитывает еще слишком мало лет, чтобы в России успел сформироваться новый тип бизнесмена, свободного от тяжкого наследия социализма и азарта периода дикого капитализма.
Государственная политика в отношении малого и среднего предпринимательства (собственно, как и бизнеса вообще) также пока еще далека от совершенства. Противостояние государства и общества больнее всего отзывается на тех, кто решился начать свое дело, зачастую на пустом месте, с нуля. Этим людям приходится жить и работать во враждебном окружении. С одной стороны - государство с его конфискационной налоговой политикой и коррумпированным чиновничеством, с другой - "братва", со своими, не менее категоричными методами. Ощущение незащищенности порождает у одних безверие и апатию, а у других, напротив, воспитывает характер и бойцовские качества - залог успеха любого начинания.
Глава 3:
За период 2004 – 2005 гг. показатели рентабельности снизились (рентабельность капитала - в 2 раза, рентабельность текущих активов – в 3 раза, рентабельность собственного капитала – в 4 раза, рентабельность инвестиций – в 17 раз), а это показывает, что снизилась эффективность работы предприятия в целом. За 2005 – 2006 гг. показатели рентабельности возросли в несколько раз (рентабельность капитала – в 13 раз, рентабельность текущих активов – в 10 раз, рентабельность собственного капитала – в 13 раз, рентабельность инвестиций – в 11 раз, рентабельность реализованной продукции – в 2 раза), а это свидетельствует о повышении эффективности работы предприятия.
Рентабельность капитала показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы. За 2004 – 2005 гг. данный показатель снизился на 90,4 %, а за 2005 – 2006 гг. он увеличился на 2929,2 %.
Рентабельность текущих активов показывает, сколько прибыли получает предприятие с одного рубля, вложенного в текущие активы. Увеличение данного показателя за 2004 – 2006 гг. на 214,5 % характеризует повышение эффективности оперативной деятельности предприятия.
Рентабельность реализованной продукции показывает размер прибыли на 1 рубль реализованной продукции. Увеличение данного показателя на 78 % свидетельствует о повышении эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
Рентабельность собственного капитала показывает прибыль получаемую предприятием с каждого рубля собственного капитала. Увеличение данного показателя в 220,3 раза свидетельствует о повышении эффективности использования собственного капитала и инвестированных заемных средств.
ОАО «ЧМК» инвестирует средства в малые инновационные предприятия Российской Федерации. В процессе своей деятельности ОАО «ЧМК» приходится сталкиваться с предприятиями с разной степенью финансирования и обеспеченности капиталом.
Финансирование компаний, находящихся на стадии “расширения”, т.е. уже существующего и функционирующего бизнеса, перед принятием решения о внесении венчурных инвестиций требует расчета их стоимость. Для этого используются два основных метода оценки первоначальной стоимости компании (pre-money valuation). Первый - основан на оценке стоимости активов или чистых активов. Второй - на размере годового оборота или объема продаж (turnover или sales).
Расчет первоначальной стоимости необходим для определения структуры сделки (deal structure). Учитывая, что в подавляющем большинстве случаев, при первичном инвестировании венчурный капиталист претендует на пакет акций, меньше, чем контрольный пакет, объем предоставляемых инвестиций должен быть пропорционален предварительной оценке стоимости компании. Если, к примеру, первоначальная согласованная стоимость компании составляет $1,500,000, объем необходимых инвестиций - $500.000 и инвестор приобретает 25%-ый пакет акций, следовательно, стоимость компании после инвестиций будет составлять $2,000,000 (post-money evaluation).
Заключение:
За последние пять-шесть лет примеров венчурного финансирования в России было более чем достаточно, причем в самых разных областях - от медицины до новых технологий нефтепереработки. Правда, у нас есть одно разительное отличие от Запада. В развитых странах этим занимаются либо предприниматели, которые уже сделали на венчурном бизнесе приличные деньги, либо крупные финансовые институты, которые в целях диверсификации портфеля решили какой-то частью своих активов поиграть на очень рискованном поле, сулящем сверхприбыли. У нас исторически сложилось так, что крупный капитал к этой деятельности всерьез никогда не относился.
До середины девяностых функции венчурного финансиста по инерции продолжало выполнять государство по линии спецслужб, Академии наук и т. д. Затем, когда бюджетные вливания стали иссякать, наступил второй этап, который я бы назвал эпохой “российского романтического венчура”. Это тоже еще не бизнес в чистом виде, а помесь деятельности, нацеленной на получение прибыли, с эдакой Russian dream: “Вот мы доведем эту разработку до конца и станем круче Билла Гейтса”. У наших венчурных романтиков денег, как правило, было немного, их едва хватало, чтобы довести процесс до стадии экспериментального образца. Как раз явление “романтического венчура” позволило во второй половине девяностых не загнуться инновационному процессу - на свой страх и риск эти ненормальные в общем-то, по западным меркам, люди продолжали дорабатывать советские ноу-хау и создавать новые.