Введение:
Бюджетные учреждения – одна из самых многочисленных групп организаций, функционирующих в нашем государстве. Это учреждения, содержание которых обеспечивается за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов.
В соответствии с Законом о бюджете выделяются средства для обеспечения функционирования учреждений здравоохранения, науки, образования, культуры и других организаций непроизводственной сферы. Эти средства имеют строго целевое назначение, а статьи расходов определены законодательством.
Переход от административно-командного управления к рыночным методам хозяйствования обусловил необходимость коренного реформирования всей финансовой системы России и ее основного звена – бюджетной системы. В настоящее время бюджетная система России находится в стадии реформирования – отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральным и территориальным уровнем власти, органами местного самоуправления; принимаются правительственные документы, направленные на совершенствование бюджетного процесса бюджетной классификации.
Глава 3:
В настоящее время Правительство РФ активно реализует концепцию бюджетирования, ориентированного на результаты (БОР) (Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению эффективности бюджетных расходов»). В числе прочего она должна решить задачу разработки и внедрения в бюджетный процесс системы мониторинга и оценки выполнения соответствующих программ и эффективности функционирования главных распорядителей бюджетных средств, а также обеспечить сбор, анализ и использование в бюджетном процессе информации о результатах деятельности главных распорядителей бюджетных средств и их подведомственных учреждений (организаций), объеме и качестве предоставления бюджетных услуг и эффективности бюджетных расходов.
Сегодня подавляющее большинство главных распорядителей бюджетных средств имеют в своей структуре контрольно-ревизионные подразделения. В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса РФ эти подразделения осуществляют функции контроля над использованием бюджетных средств подведомственными учреждениями и организациями. По сути же их деятельность основывается на проведении регулярных проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности учреждения (организации).
Как известно, ревизия финансово-хозяйственной деятельности – это достаточно трудоемкий и высокозатратный инструмент контрольной деятельности, который, безусловно, позволяет выявить большинство нарушений и недостатков при осуществлении учреждением финансово-хозяйственной деятельности. Однако мировая практика свидетельствует о возможности использования новых, менее затратных форм, методов и способов осуществления контрольной деятельности.
Таким образом, в качестве одного из направлений совершенствования бухгалтерского учета расходов в бюджетных учреждениях следует рассматривать внедрение службы внутреннего контроля и внутреннего аудита, которая в условиях (БОР) контролировала бы не только правомерность расходования и целевое назначение используемых бюджетных средств, но и основную деятельность учреждения с точки зрения эффективности затрат на ее осуществление.
Заключение:
Целью настоящей работы было рассмотрение организации учета и анализа расходов бюджетных учреждений как важнейшего элемента управления государственными средствами.
В ходе проведенного исследования раскрыты теоретические аспекты учета и анализа расходов, в том числе основные задачи бюджетного учета, особенности разработки учетной политики бюджетных учреждений, роль, и значение анализа расходов в управлении деятельностью бюджетного учреждения. Дана характеристика деятельности объекта исследования Института медико-биологических проблем РАН, проведен анализ основных финансовых показателей работы за 2005-2006 гг. Исследована организация бюджетного учета организации, а также особенности учета и анализа расходов учреждения.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Система бухгалтерского учета бюджетных учреждений представляет собой совокупность правил, средств и методов учета хозяйственной деятельности бюджетных учреждений.