Введение:
Становление личности человека сопровождается освоением им культуры своей среды. Человек, живущий, т.е. действующий и познающий, немыслим без оснащенности элементами “своей” культуры, из которых главными выступают для него ценности и нормы жизни, деятелньости и поведения. Они в совокупности образуют мир его значений, целостный символический мир, непрерывно воспроизводящийся в бесчисленных “перетеканиях” изнутри вовне и наоборот: в повседневной жизни мы узнаем суть человека по его реальным действиям. Но как и каким образом человек становится способным свободно ориентироваться в своей среде, пользоваться культурными объектами, выработанными до него, обмениваться результатами физического и умстенного труда, устанавливать взаимопонимание с другими людьми, без которого вообще невозможно социальное взаимодействие?
Глава 2:
Однако обратимся к научным исследованиям. Несомненный интерес в этом плане представляет исследование, проведенное одновременнно в Австралии, Финляндии, Израиле, Подбше и США в 1983-1986 гг. Его авторы пришли к двум любопытным выводам. Во-первых частота, с которой мальчики-подростки смотрят фильмы с насилием, позволяет сделать статистически значимое предсказание о серьезности правонарушений, совершаемых до 30 лет. Во-вторых, кумулятивный эффектэкранного насилия может способствовать выработке у подростков специфических установок и норм поведения, научить их насильственному разрешению конфликтов. Ситуацию не меняет тот факт, что ближе к 30 годам люди реже смотрят телевизор или ходят в кино. По мнению С.Кэмбпэлл, экранные образы могут достаточно долго сохраняться в памяти человека, не подвергаясь контролю со стороны критического самосознания. Вполне возможно, что в реальной конфликтной ситуации, сходной с одной из увиденных на экране, человек поведет себя согласно “заученному сценарию”.
Эти выводы касаются России в большей степени, нежели упомянутых стран, - она стоит на пути возвращения к стихийно арзвивающемуся обществу внутренней нестабильности, ломки ценностно-нормативных координат поведения миллионов. Экранное насилие в этих условиях, думается усиливает свою провоцирующую роль; показ насилия может очищать души людей (катарсис) лишь в случае его интерпретации как трагедии – но для этого нужно, чтобы на экранах чаще появлялись высокохудожественные фильмы.
Заключение:
В силу ряда различных исторических условий изучение проявления социальных девиаций приобретает особенно важное значение в России. С одной стороны, сложная социальная, экономическая, политическая ситуация в “посткоммунистических” обществах способствовала значительному росту девиантных проявлений во всех странах Восточной и Центральной Европы, входивших в “социалистический лагерь”. При этом объективная тенденция возрастания уровня преступности нередко используется как правящими структурами, так и экстремистскими политическими движениями в борьбе за власть.
С другой стороны, в этих странах, и прежде всего в России, было надолго задержано (прервано) исследование и осмысление социальных девиаций как элемента общественного бытия.