Введение:
В настоящее время уже тривиально звучат принципы, закрепленные ст. 1 Гражданского Кодекса РФ (равенство участников, свобода договора и др.), и тем не менее, гражданское, а в частности, авторское законодательство все еще требует значительной доработки. Учитывая это, в настоящей работе отражены основные тенденции развития авторского права, которые имеют место в отечественной и зарубежной литературе, а также проведен анализ, позволивший обосновать данную позицию.
Так, отсутствие в ЗоАП понятия авторского договора было компенсировано понятием издательского договора, сформулированного многолетней практикой. Думается, что развитие и совершенствование гражданского законодательства в современных условиях не исключает необходимости обращения к ранее действующему законодательству. Это позволяет искать новые пути обновления, использовать те нормы, которые проверены временем. В связи с этим большие сомнения вызывает ряд предложений, внесенных в третью часть ГК РФ, в частности о делении договоров об использовании результатов творческой деятельности на творческие и коммерческие пользовательские договоры.
Глава 3:
Организация, принимающая произведение автора, должна его рассмот-реть и оценить, т.е. принять решение об одобрении переданного ей по дого-вору произведения или о его отклонении по основаниям, предусмотренным договором, о необходимости внести в произведение поправки, точно указать их существо. Существовавшие типовые авторские договоры устанавливали сроки рассмотрения представленного автором произведения. Так, в соответ-ствии с п. 5 Типового издательского договора на литературные произведения от 24.02.75 г. № 88 с изм. от 1.10.80 г. № 499 и от 15.11.89 г. № 356, на изда-тельство возлагалась обязанность рассмотреть рукопись в 30-дневный срок с добавлением по 4 дня на каждый авторский лист и письменно известить ав-тора о результатах рассмотрения произведения. Если письменное соглашение не направлялось автору в установленный срок, произведение считалось одобренным.
В связи с отсутствием типовых договоров в настоящее время, стороны договора должны согласовывать сроки рассмотрения произведения сами, как, впрочем, и другие сроки, с которыми связано выполнение обязательств.
Имеется в виду не только срок рассмотрения произведения организаци-ей, но и время, которое отводится автору на доработку произведения. Кроме согласования срока доработки произведения, организация обязана соблюдать другие правила, касающиеся существа и количества доработок.
Заключение:
Интеллектуальная собственность является признанным в мировой прак-тике институтом, закрепленным во многих международно-правовых актах. Ст.27 Всеобщей Декларации прав человека и гражданина, утвержденная Ге-неральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., торжественно провозглаша-ет: "Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. Каждый человек имеет право на защиту его мо-ральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, ли-тературных или художественных трудов, автором которых он является.". Право на интеллектуальную собственность предусмотрено в ст.ст.6 и 15 ч. 3 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных пра-вах, а также в Итоговом документе Венской встречи; 14 июля 1967 года была подписана Стокгольмская Конвенция об учреждении Всемирной организа-ции интеллектуальной собственности при ООН. Несмотря на то, что СССР участвовал в разработке и подписании указанного документа, первое упоми-нание об интеллектуальной собственности в отечественном законодательстве относится к 1990 (!) году, когда Верховным Советом СССР был принят Закон "О собственности в СССР" (см. п. 4 ст. 2). В развитие указанной нормы были приняты Закон об изобретениях в СССР, Закон о товарных знаках и знаках обслуживания, Закон о промышленных образцах, а также подготовлен Закон "О научной интеллектуальной собственности и усилении ее охраны".