Введение:
Составной частью государственного регулирования применительно к сфере имущественных отношений является управление (или участие в управле-нии) государственной собственностью. На долгосрочную перспективу выделя-ются три основных типа объектов такой политики: 1) государственные унитар-ные предприятия (ГУП) и учреждения; 2) хозяйственные общества с участием государства; 3) недвижимость. Как видно из данного перечня, полностью при-надлежащие государству предприятия закономерно выступают первоочеред-ным объектом государственного регулирования в сфере имущественных отно-шений.
В последние годы, в связи со снижением роли приватизации в формиро-вании доходов бюджетной системы, проблема эффективного управления госу-дарственным имуществом становится особенно актуальной. Вместе с тем, ре-форма управления государственным имуществом не сводится лишь к обеспече-нию доходов государства за счет неналоговых источников. Применительно к сектору унитарных предприятий на первый план выступает задача более каче-ственного выполнения возложенных на них государственных функций и обес-печения публичных интересов, рационализации и повышения эффективности бюджетной политики (в доходном и расходном аспектах).
Глава 3:
Известно, что быть эффективным собственником коммерческих пред-приятий государству удается далеко не всегда. Это утверждение в полной мере можно отнести и к проблеме плачевного состояния многих унитарных пред-приятий, которые из-за неповоротливого и неквалифицированного менедж-мента, а иногда и злого умысла оказываются на грани банкротства. В этом раз-деле курсовой работы затронута эта актуальной тема, поскольку управление государственным имуществом сводится, прежде всего, к анализу ситуации и принятию управленческих решений, направленных на повышение эффектив-ности использования имущества или устранением источника затрат, связан-ного с нерентабельным государственным предприятием.
Значительная часть предприятий, находящихся в государственной собст-венности и относящихся к малому и среднему бизнесу, управляется неэффектив-но, приводя к росту задолженностей по обязательным платежам (налогам и сбо-рам), электроэнергии и газу, по заработной плате.
Изменить ситуацию к лучшему можно, если у предприятия появляется за-интересованный собственник, имеющий возможность глубоко и целенаправ-ленно его развивать. Основной механизм смены собственника, применяемый государством, — это приватизация (о чем пойдет речь в следующем разделе). Также используется и
Выводы:
Чрезмерное давление на унитарные предприятия при отсутствии для них подходящих вариантов преобразования чревато риском «торможения» рефор-мирования всего государственного сектора экономики. При этом государство не создало благоприятных условий для преобразования унитарных предпри-ятий, не обеспечило необходимой диверсификации и гибкости процедур при-ватизации. Закономерно встают вопросы о том, насколько подходят для не-больших предприятий предусмотренные законом способы приватизации, все-гда ли статус акционерного общества соответствует специфике его деятельно-сти, действительно ли рационально приватизировать имущество унитарных предприятий, а не бизнес.
Получение части прибыли от государственных унитарных предпри-ятий вряд ли можно рассматривать в качестве весомого и перспективного ис-точника для бюджета. Это связано как с программой постепенной ликвида-ции института унитарных предприятий, так и с переориентацией (в перспек-тиве) остающихся ГУПовв казенные структуры, обеспечивающие государст-венные нужды.