Введение:
Проблема преобразования отношений и структуры собственности является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Триада "стабилизация — либерализация — приватизация" стала классической для содержатель¬ного определения направлений таких реформ, по край¬ней мере на первой их стадии. Естественно, что стерж¬нем реформы собственности в переходной экономике является приватизационная политика и практика. Вместе с тем этот процесс начался в России отнюдь не сразу, ему предшествовала целая серия подготовительных мер идеологического и правового характера. Точно так же с завершением приватизационных программ рефор¬ма собственности в самом широком смысле в пере¬ходной экономике не завершается, но лишь получает мощный старт, ибо только после "первичной" прива¬тизации начинается формирование действительно эф¬фективной системы прав собственности.
С осени 1990 г. в России начинается сверхактив¬ное обсуждение приемлемой модели приватизации для внутренних нужд.
Сам термин "приватизация" становится одним из наиболее модных и обязательных атрибутов большин¬ства экономических программ и дискуссий. Практичес¬ки каждый мало-мальски заметный экономист счел своим долгом изложить личную концепцию прива¬тизации или по крайней мере выразить свое отношение к предмету.
Думается, что если 1992 год войдет в историю России как год старта крупномасштабной реформы в сфере отношений собственности на основе разрабо¬танного приватизационного законодательства, а год 1993-й — прежде всего как год интенсивного наращи¬вания "критической массы" соответствующих количе¬ственных преобразований, то годы 1994-2002 должны стать переходным к новой приватизационной модели, ориен¬тированной в первую очередь на стимулирование стру¬ктурных изменений и инвестиционную составляющую приватизационного и постприватизационного процес¬са. Очевидно, что любые серьезные изменения прива¬тизационных схем и ориентиров должны основываться на оценках результативности пройденного этапа, тем более столь политизированного и популистского, как чековый.
Глава 5:
На первоначальном этапе рыночной трансформа¬ции устойчиво преобладали мнения, что приватизация как массовая трансакция собственнических прав может быть проведена в сравни¬тельно короткие сроки, быстро создаст критическую массу частных собственников и основу стабильного повышения эффективности эко¬номики. Иллюзии рассеивались по мере той или иной степени реа¬лизации приватизационных программ: на волне приватизации подъе¬ма экономики не произошло. Нельзя, однако, полностью согласиться и с распространенным в России взглядом на приватизацию как на ошибочный курс властей, способствовавший развалу экономики. В мировой экономической истории не было еще прецедентов, когда на огромном геополитическом пространстве практически одно¬временно и в столь короткие сроки были бы приведены в движе¬ние фактически все государственные активы. Процесс такого разма¬ха не мог пройти гладко, с абсолютно позитивным или близким к намеченному результатом. Проблемы были неизбежны и в основном могут быть сведены к следующему.
Во-первых, несовершенство, неразвитость институтов собствен¬ности в переходных экономиках, отсутствие механизмов самона¬стройки и компенсации сторонних воздействий позволяют государ¬ству в лице чиновничьей номенклатуры фактически сохранять пол¬ностью или частично контроль над приватизированными активами. Права новых собственников плохо защищены. Юридическая смена собственности на государственные активы не обеспечивает новому собственнику полной уверенности в правах и не стимулирует по¬этому рационального экономического поведения. Таким образом, в переходных экономиках (как, впрочем, и в любых других) прива¬тизация выходит далеко за рамки чисто юридического процесса. А потому даже вполне добротная юридическая основа приватиза¬ции—это очень важная, но всего лишь часть процесса изменения отношений собственности.
Во-вторых, нет никаких гарантий, что вслед за юридическим изменением формы собственности на государственные активы из¬менятся сами собой экономические отношения в распределении ре¬сурсов. На самом деле регулирование ресурсной базы, как прави¬ло, сохранялось в руках государства безотносительно к форме соб¬ственности на активы. И необходимы большие дополнительные усилия, чтобы действительно разделить собственность и власть по¬сле смены юридического статуса.
В-третьих, в трансформирующихся экономиках переход прав собственности не ведет автоматически к изменению системы управления и контроля. Опыт всех стран свидетельствует о неиз¬бежности конфликтов по вопросам профессионального управления и контроля между новым и старым менеджментом, внешними и внутренними инвесторами приватизированных компаний даже неза¬висимо от их размеров.
Заключение:
Приватизация – это продажа или безвоз¬мездная передача государственной собственности в руки отдель¬ных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц. На ба¬зе государственных предприятий могут возникать частные и сме¬шанные фирмы в различных организационно-хозяйственных фор¬мах—от индивидуальных предпринимательств до всех видов кор¬пораций.
Главное содержание приватизации заключается в трансформа¬ции предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе (звеньев «единой фабрики» плановой экономики), к фирмам, базирующимся на капитале. Ка¬питал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.
Этапами приватизации в России являлись:
• Акционерная, ваучерная приватизация
• Денежная приватизация
Приватизация в России, как она была проведена в 90-х, в том числе подразумевает и массовую приватизацию жилья. Объем жилищного фонда в частной собственности в настоящее время составляет 62% от общей площади жилья. Только в 2000 году было приватизировано 39.5 млн. м2 общей площади жилья., С начала приватизации 51.6% (842.9 млн. м2) всего жилищного фонда, подлежащего приватизации, передано в собственность граждан По данным Минимущества, по состоянию на 1 января 2002 года общее число приватизированных предприятий в России составило 129 811, т.е. свыше 66% от общего количества предприятий на начало процесса приватизации в 1992 года. В 2001 году были реализованы пакеты акций, находившиеся в государственной собственности, на общую сумму 9.99 млрд. руб. Доходы федерального бюджета от приватизации 1997 г. эти доходы составили 575.7 млн. руб., в 1998 г . - 1 млрд. 823.8 млн. руб., в 1999 г. - 8 млрд. 715.5 млн. руб., в 2000 г . - 18 млрд. 789.6 млн. руб., то уже в 2001 г . - 29 млрд. 122.4 млн. руб.