Введение:
Актуальность темы курсовой работы «Восприятие образа физического Я у пациентов с тяжелыми физическими увечьями» обусловлена тем, что в рамках данной проблемы затрагивается область медицины, в которой прослеживается тесная связь психогенного и соматогенного. Эти вопросы разрабатываются специалистами уже не одно десятилетие.
Физические увечья и травмы занимают значительное место в структуре общей заболеваемости и инвалидности населения. По статистическим данным, в течение жизни различные травмы и увечья получают до 22% всех мужчин и до 20% женщин. В последние годы отмечается тенденция к повышению травматизма среди лиц более молодого возраста.
Многими исследователями установлено, что у 40-60% пациентов с различными заболеваниями наблюдаются психические изменения. Часто возникают такие эмоциональные нарушения, как тревога, подавленность, фиксация на своих болезненных ощущениях и переживаниях, связанных со страхом смерти, потерей самоидентичности, чувства «Я». Часто больных охватывает беспокойство, мысли о смерти, отчаяние. Больные живут с постоянным тревожным опасением, они анализируют любые изменения деятельности своего организма, реагируя на малейшие неприятные ощущения. Основной жизненной целью становится здоровье.
В данной работе рассмотрены вопросы типов психического реагирования и изменения восприятия образа физического Я у пациентов с тяжелыми физическими увечьями и сделаны некоторые практически значимые выводы по результатам проведенного исследования.
Акцентировано внимание на специфике состояния системы психической реальности пациентов на каждой из стадий (фаз) процесса формирования болезни, лечения и реабилитации в целом. Все перечисленное рассмотрено в соответствии с фундаментальными методологическими положениями психики человека, невротических и психосоматических расстройств.
Изменение образа Я у пациентов в результате получения тяжелой физической травмы приводит к разной степени выраженности дестабилизации состояния их внутреннего мира. Степень дестабилизации психического состояния пациента зависит от его личностных особенностей и от этапа заболевания, а также от характера поведения системы психической реальности человека на определенной стадии формирования и развития расстройства. Это, в свою очередь определяется особенностями поведения систем, к классу которых относится психика человека. Данная проблема практически не изучена отечественными психологами.
Глава 2:
А. Басс и А.Дарки, создавая свой опросник, дифференцирующий проявления враждебности и агрессии, выделили следующие виды реакций:
1) Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.
2) Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3) Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4) Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5) Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6) Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7) Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8) Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами:
* Вопрос может относиться только к одной форме агрессии;
* Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияния общественного одобрения ответа на вопрос.
Ответы оцениваются по восьми шкалам, описанным выше. Индекс враждебности включает в себя шкалу 5 и 6 а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ±4, а враждебности - 6,5-7±3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Текст опросника Басса-Дарки помещен в Приложение 2.
3. Рисунок человека.
Тест «Рисунок человека» является проективной методикой, широко используемой в психодиагностике (обычно совместно с другими). Как любая проективная техника, он обращен к содержанию душевной деятельности, которое лежит не на «свету сознания», а находится в подпороговом состоянии. Рациональное начало личности в этих случаях как бы регрессирует, на его место приходят идеи, образы, связи и отношения, лишенные четкой определенности и логической последовательности, но, тем не менее, полные смысла.
В символике и графической экспрессии рисунка проявляется неосознаваемая реальность, определяющая поведение и самочувствие индивида, будучи безотчетно воспринимаемой им, но не всегда выражаемая вербально. Методика Гуденаха (Hoodenough F.L.,1926) «Рисунок человека» применялась для исследования интеллектуального уровня детей старше 11 лет, на ней основан одноименный тест Маховера, интерпретация которого исходит из положения об идентификации обследуемым себя с одной из нарисованных фигур, различные части тела оцениваются в соответствии с психоаналитической символикой.
Заключение:
Анализируя результаты исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Психическое состояние испытуемых, получивших тяжелые физические увечья, тесно связано с тревогой, переживанием безвыходности, страхом, отвращением, отчаянием, переживаниями потрясения и ужаса; отмечается также и психическая напряженность. Часто после переживания ситуации состояние испытуемых продолжает усугубляться, восприниматься как практически полностью безвыходное. Состояние испытуемых обнаруживает сходство с состоянием фрустрации, переживаниями обиды, тревоги, ненависти и опасности.
2. Анализ полученных данных показывает преобладание у значительной части нашей выборки изменение образа физического Я, выражающееся в его аморфности, неопределенности, необычности. Компаративный анализ позволяет заключить, что это не является проблематичным в аспекте установления полноценных отношений с людьми другого пола и заключения браков, также характеристики представленных изображений демонстрируют достаточно низкую степень идентификации испытуемых с традиционной культурной и социальной половой ролью, наличие альтернатив традиционно понимаемым представлениям и ролевым установкам.
3. Уровень ситуативной тревожности среди лиц, получивших тяжелые физические увечья в результате насилия, выше уровня ситуативной тревожности лиц, получивших тяжелые физические увечья в результате несчастного случая, что, вероятно, вызвано увеличением стрессогенных и тревожных факторов в ситуации пережитого насилия.
4. Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с тревожностью и эмоциональными отношениями. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень тревожности, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих, а также выше искажения эмоциональной сферы испытуемых. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии - враждебности.
5. Принципиальных различий в психических нарушениях лиц, получивших тяжелые физические увечья в результате несчастного случая, и в результате насилия, нет. Есть лишь разница в процентном составе. У получивших тяжелые физические увечья в результате насилия ряд показателей выше, в основном тревожность, агрессивность, астенизация, так пережитая этими людьми ситуация насилия не способствует нормальному их развитию и жизнедеятельности.