Курсовая теория по теме: Административно-правовой статус граждан РФ

Название работы: Административно-правовой статус граждан РФ

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

35 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение.3

1. Общая характеристика административно-правового статуса граждан РФ7

2. Права граждан в сфере государственного управления16

3. Обязанности граждан в сфере государственного управления.19

4. Гарантии реализации прав граждан в сфере государственного управления.21

Заключение.28

Список использованных источников.35

Выдержка:

Введение:

Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, организационные реформы в стране повлекли коренные изменения всего массива административно-правовых норм. В 90-х годах ХХ века Российской Федерации пришлось полностью обновлять и быстро расширять систему административно-правового регулирования. Были закреплены демократические начала организации и функционирования исполнительной власти, расширены права граждан и т. д.

Права и обязанности личности, о которых говорится в административно- правовых нормах, производны от конституционных /ст.2 Конституции РФ/, и часто конкретизируют последнее. Прежде всего, административно-правовой статус граждан РФ устанавливается Конституцией, актами органов представительной власти. В формировании и, особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. Правительство, министерства, губернаторы издают немало нормативных актов, которые предоставляют определенным категориям лиц, льготы, закрепляют процедуры деятельности различных инспекций, устанавливают общеобязательные правила /охоты, дорожного движения/. Разнообразными нормативными актами органов исполнительной власти;

1. конкретизируются конституционные права и обязанности граждан;

2. первично предоставляются определенные права;

3. устанавливаются процедуры реализации прав и обязанностей;

4. определяются органы, должностные лица, которые обязаны оказывать гражданам содействие при осуществлении прав и обязанностей.

Одно из принципиальных отличий современного состояния отечественного административного права заключается в том, что по сравнению с советским периодом его развития нормы данной отрасли права главным своим предназначением имеют регулирование и охрану прав и свобод российских граждан. Вследствие этого многократно возрастает роль последних в системе субъектов административного права России. Не будет преувеличением утверждать, что правовое регулирование прав, свобод и обязанностей граждан, а также закрепление мер их защиты от административного произвола и ведомственных злоупотреблений ставится во главу угла административно-правового регулирования, а сами граждане обретают статус ведущего субъекта административного права. Перенос центра тяжести административного законодательства а создание усилиями органов и должностных лиц государственного и муниципального управления надлежащих условий для полноценной реализации прав и свобод российских граждан актуализирует научное осмысление административно-правового статуса граждан и его законодательного обеспечения. Однако приходится констатировать, что преимущественное внимание исследователей административного права традиционно сосредоточено на таких его категориальных (понятийных) составляющих, как государственное управление, исполнительная власть, органы государственного управления (органы исполнительной власти), государственная служба, правовые акты управления, административно-правовые методы, административное принуждение, административный процесс, административно-правовые режимы. Не умаляя значение перечисленных и иных институтов административного права, все же нельзя не признать, что они по своей юридической природе производны от правового статуса граждан в сфере управления. Именно обеспечение и защита прав и свобод граждан наполняют деятельность государственных органов и органов местного самоуправления социальным смыслом, служат целевым ориентиром всех управленческих действий и решений .

Глава 4:

Особое место среди судебных гарантий прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления занимает деятель¬ность Конституционного Суда РФ. По жалобам граждан, запросам должностных лиц органов исполнительной власти (например, главы администрации субъекта РФ), законодательных органов (например, Государственной Думы РФ) он рассматривает дела о проверке конституционности, т.е. о соответствии Конституции РФ конкретных норм (статей), конкретных правовых актов (законов, указов Президента РФ, правительственных актов и др.), как пра¬вило, непосредственно связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.

Таким образом, современное законодательство неуклонно рас¬ширяет возможности и диапазон судебного обжалования, а следо¬вательно, и защиты прав и свобод граждан, нормативных правовых актов и правоприменительных актов органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц.

Внесудебные гарантии, естественно, гораздо шире и многооб¬разие по содержанию, формам, порядку осуществления и субъ¬ектному составу. По существу, вся система органов исполнитель¬ной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, собственно, для того и созданы, функционируют, а должностные лица, государственные служащие получают заработную плату, чтобы служить людям, обеспечивать реализацию гражданами их прав, свобод, законных интересов и выполнение возложенных на них обязанностей.

Все они непосредственно занимаются исполнением законов и подзаконных актов, проведением их в жизнь, наделены широки¬ми юрисдикционными полномочиями (КоАП наделяет большое число органов исполнительной власти такими полномочиями), что так или иначе связано с реализацией прав, свобод и обязан¬ностей граждан.

Органы государственного управления и их должностные лица призваны создавать материальные, организационные, правовые и Другие необходимые условия для органов, предприятий, учрежде¬ний и организаций, занимающихся реализацией прав граждан, Рассматривать конкретные индивидуальные дела и администра¬тивно-правовые споры, возникающие по инициативе граждан либо в процессе контрольно-надзорной деятельности. Эти органы и Должностные лица должны создавать необходимые условия и для свободного пользования гражданами своими правами, своевременно пресекать нарушения этих прав, восстанавливать нарушенные права и применять соответствующие меры воздействия к виновным в таких нарушениях.

Заключение:

Последнее десятилетие характеризуется большим числом принятых законов. На уровне Федерации их принято свыше 1400; в субъектах Федерации эта цифра приближается к 20 тыс. Очень важно оценить, как чувствует себя гражданин в этом правовом поле, выигрывает ли он от такого массива законодательных регуляторов, служит ли большое число законов показателем силы государства или, наоборот, в этом проявляется слабость власти. Ведь положительный эффект любого закона находится в прямой зависимости от того, как он сориентирован на гражданина, на защиту его прав. Именно с эти позиций следует остановиться на оценке некоторых концептуальных положений нового КоАП РФ.

Вероятно, все помнят, как противники принятия Кодекса с помощью средств массовой информации пытались представить его как нечто сугубо репрессивное, направленное на защиту чиновничества, ущемляющее права человека. Сейчас хор таких голосов поутих, хотя довольно резкие высказывания в адрес КоАП РФ до сих пор продолжаются. И удивительно, что преуспевают в этом не только представители других отраслей права, но и сами коллеги по цеху административистов. Бесспорно, нельзя призывать к тому, чтобы безоговорочно принять все без исключения позиции Кодекса. Объективности ради нужно признать, что не все получилось так, как хотелось бы. Но проводя последовательную работу по усовершенствованию Кодекса, необходимо активнее пропагандировать его значение как важнейшего правового документа, направленного на укрепление законности в сфере применения мер принуждения, на защиту в равной степени безопасности личности, общества и государства, на обеспечение приоритета прав и свобод гражданина. И КоАП РФ есть что предъявить в этом отношении, ибо в нем:

Похожие работы на данную тему