Введение:
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической и налоговой политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой являются налоги. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, налоговую систему. Государственный бюджет и налоги, являются главными средствами мобилизации и расходования ресурсов государства, дают политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование налоговой системы общества, насколько бюджетная и налоговая политика государства будет отвечать требованиям времени.
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы, бюджетной и налоговой политики общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось установление общих принципов бюджетного и налогового законодательства и правовые основы функционирования бюджетной и налоговой системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение налоговой системы и налоговой политики, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования налогового механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Глава 3:
Конечно, элементарные условия справедливос¬ти должны быть обеспечены: нельзя, чтобы для одних бизнесменов был создан тепличный налого¬вый режим, а для других - жесточайшие условия деятельности. [ 25 с.3-4 ]
Налоговая система Российской Федерации отлича¬ется высоким уровнем налогообложения юридических лиц, в то время как физические лица платят налоги по заниженным ставкам. В принятой части второй Налогового кодекса порядок налогообложения в этом отношении принципиально не изменился. N примеру, введение единого социального налога не сопровож¬дается существенным понижением социальных взно¬сов, взимаемых с фонда оплаты труда. Полностью от¬менен налог в пенсионный фонд взимаемый с рабо¬тающих. Представляется правильным сокращение со¬циальных взносов, уплачиваемых работодателем, при одновременном увеличении ставок налогов, взима¬емых с работников, по аналогии с системой налого¬обложения США. Вместе с тем объединение всех со¬циальных взносов в единый социальный налог, а так¬же передача полномочий по контролю собираемос¬ти данного взноса налоговым органам, позволит улучшить налоговое администрирование на террито¬рии страны, упростит деятельность финансовых служб предприятий.
В тоже время нельзя не отметить ряд позитивных изменений в налогообложении, связанных с приняти¬ем второй части НК. Отменены налоги с оборота — на пользователей автодорог и на содержание жилищно-коммунальной сферы, поскольку существование этих налогов оказывает негативное воздействие на финан¬совое положение организаций. Однако это положение в полкой мере будет применяться лишь с 1 января 2003 года — а до этого времени сохраняются взносы в до¬рожные фонды в размере 1 % от выручки, полученной от реализации продукции (1 % от суммы разницы меж¬ду продажной и покупной ценами товаров, реализо¬ванных в результате заготовительной, сиабженческо-сбытовой и торговой деятельности). При этом сумма налога полностью зачисляется в территориальный до¬рожные фонды, что является следствием достигнуто¬го политического компромисса между федеральной вла¬стью и регионами.
Единая ставка подоходного налога с физических лиц способствует легализации заработной платы. В тоже вре¬мя эффективная ставка подоходного налога для бога¬тых граждан приобретет регрессионный характер, по¬скольку состоятельные люди обладают большими воз¬можностями для уменьшения налогооблагаемой базы за счет расходов на образование, лечение и т.п.
Увеличены акцизы на бензин, однако эта мера но¬сит незавершенный характер. Сокращение государ¬ственного регулирования ценовой политики отраслей естественных монополий и ограничение финансиро¬вания коммунальных услуг для населения, позволило бы ввести акцизы на энергетические ресурсы. Введение акцизов означало бы, что налогами будут облагаться не результаты труда, а ресурсы. Кроме того, часть фун¬кций налогового контроля перейдет к энергетическим компаниям, обладающим современными средствами контроля над потребителем.
Заключение:
Налоговая политика является одной из основных составляющих государственного воздействия на эко¬номику. Современное налогообложение как основной метод мобилизаций финансовых ресурсов возникло в результате длительной эволюции государственного ус¬тройства. Развитие изменение форм государственно¬го устройства, как правило, сопровождалось преобра¬зованием налоговой системы. Общепризнанные осно¬вы цивилизованного налогообложения сложились срав¬нительно недавно. Так, подоходный налог и налог на прибыль корпораций получили достаточно позднее развитие из-за сложности взимания налогов
Для большой стабильности законодательства и упрощения налоговой системы необходимо привести в порядок всю систему не только зако¬нодательных, но и подзаконных нормативных актов, регулирующих налоговые вопросы. В на¬стоящее время таких нормативных актов суще¬ствует (по разным подсчетам) от 600 до 800. При¬чина этого — огромное число налогов и ведомств. имеющих право издавать документы, касающи¬еся налоговых законов и трактующих их по-раз¬ному. Нередко даже инструкции по налогам под¬правляют налоговые законы.
Необходимо, чтобы право на толкование зако¬нодательных и других нормативных актов, свя¬занных с налоговыми вопросами, было предос¬тавлено только тем органам, которые их прини¬мают. Если закон принят Государственной Думой, только она должна иметь право толковать этот закон.
Не менее важным является установление па¬ритетных отношений между налогоплательщи¬ками и налоговыми органами. В настоящее время права налогоплательщи¬ков ограничены, что выражается в бес¬спорном взимании налогов, пени штрафных санкций, в невозможнос¬ти получения консультаций в налоговых инспекциях и в том, что налоговая инспекция не несет ответственности за разъяснения, оказавшиеся неточными. Даже в случае обращения налогоплательщика в суд и принятия решения в его пользу ранее изъятые налоговыми органами суммы не всегда ему возвращаются, а засчитываются в уплату текущих налогов.
Очевидно, во многих случаях необходимо вводить новые правила и новые инструменты потому, что старые уже не могут работать, не способны обеспечить интересы государства и не устраивают налогоплательщиков. Зачастую российское налоговое законодательство запаздывает и своевременно не видит проблем, существующих в реальной жизни и уже актуальных для налоговых органов и налогоплательщиков. Для решения существующих и будущих проблем неизбежно понадобятся новые подходы и абсолютно новые инструменты , которые нужно осторожно вводить в действие, тщательно анализируя и прописывая их в законе.
Столь же очевидно, что требуется определенное время, прежде чем нюансы таких новаций станут понятными для участников налоговых правоотношений и эффективно заработают. При этом встраивать новые налоговые механизмы следует предельно аккуратно. Вряд ли возможны прямые заимствования из зарубежного законодательства, зачастую использующего довольно тонкие механизмы, адаптированные к иным условиям, совершенствовавшиеся в течение долгого времени, базирующиеся на иных правовых традициях и подкрепленные разработанными методиками и судебной практикой. Тонкие правила - дело будущего, но движение в этом направлении надо начинать. Сегодня экономике нужны более простые - и что немаловажно - более дешевые налоговые инструменты. На нынешнем этапе развития налоговой системы простота и дешевизна могут оказаться важнее высокой точности и справедливости.