1. ВВЕДЕНИЕ
История бухгалтерского учета насчитывает почти шесть тысяч лет. Его вызвала к жизни хозяйственная деятельность чело¬века.
В течение первых тысячелетий менялись как объекты, так и методы бухгалтерского учета в рамках простой униграфической бухгалтерии. Под воздействием социально-экономических и политических преобразований развивалось хозяйство, меня¬лись объемы его деятельности и состав имущества и, следова¬тельно, совершенствовался предмет бухгалтерского учета и его методология. Цель же учета оставалась неизменной: адекватно отражать имеющееся имущество и расчеты между участниками хозяйственного оборота.
В соответствии с западной классификацией бухгалтерский учет в своем развитии прошел пять этапов:
Торговый этап занял в историческом развитии почти шесть веков и характеризуется появлением двойной записи, хронологической и систематических записей в учете, баланса, Главной книги, методов контроля и привел к со зданию национальных торговых систем;
На следующей стадии организации учета, предпринимательской, возникла потребность в определении себестоимости продукции, что вызвало в конце 19 - начале 20 века интеграцию промышленного и финансового учета. Поэтому этот этап характеризуется появлением промышленной бухгалтерии, определяющей себестоимость отдельных видов продукции, методов распределения накладных расходов, десятичной системы классификации счетов. Вершиной явилось создание планов счетов предприятий.
Организационный этап развития и совершенствования бухгалтерского учета в целом характеризуется государственной стандартизацией бухгалтерского учета, приведшей к появлению и развитию национальных планов счетов. Потребность совершенствовать управление предприятиями привела в начале этого этапа развития бухгалтерского учета к выделению аналитической бухгалтерии. В начале 20 века на смену этой системы пришла другая, когда аналитическая и финансовая бухгалтерия стали самостоятельными, что было обусловлено повышением роли производственного учета и калькулирования себестоимости продукции.
Оптимизационный этап характеризуется тем, что бухгалтерия наряду с решением тактических задач стала решать стратегические задачи управления на основе использования в учете ЭВМ и четкого подразделения затрат на переменные - пропорциональные объему производства, и постоянные или структурные - независимые от объема производства.
На стратегическом этапе завершилось в целом создание международной системы бухгалтерского учета и появилось понятие стратегической бухгалтерии, обеспечивающей принятие стратегических решений и их анализ по данным стратегического планирования и учета.
В России широкое применение термина «Учетная политика» началось после введения в действие первого стандарта по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/94», утв. Приказом Минфина России от 28 июля 1994г. № 100. Данное Положение содержало определение Учетной политики как совокупности способов ведения бухгалтерского учета и устанавливало основные правила ее формирования и раскрытия. После принятия Федерального закона от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - закон «О бухгалтерском учете») значение Учетной политики еще более возросло. С 1 января 1999 года вступило в силу новое Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98», утв. Приказом Минфина России от 9 декабря 1998г. №60н (далее - ПБУ 1/98). За истекший период Учетная политика превратилась из непонятной для многих категории в реальный инструмент управления организацией, финансового и налогового планирования ее деятельности, снижения налогового бремени. На Учетную политику ссылаются налогоплательщики, ее положения принимаются арбитражными судами в качестве доказательств, при разрешении налоговых споров. В ряде случаев законные и обоснованные положения Учетной политики более весомы, нежели письма и разъяснения Минфина России, МНС России и территориальных налоговых инспекций.
Поэтому Учетную политику без преувеличения можно назвать планом работы финансовых и бухгалтерских служб на текущий год. Именно она, по сути, определяет и направляет дальнейшую работу не только бухгалтерии и финансовых служб, но и всей организации в целом. Насколько точно все тонкости и нюансы учетной работы, обусловленные спецификой деятельности компании, будут предусмотрены в ее Учетной политике, настолько верно будет выбрана и наиболее оптимальная система ведения бухгалтерского учета и налогообложения. В итоге от этого зависит и уплачиваемая в бюджет величина налогов и, соответственно, финансовое благополучие предприятия.
Действующие законодательные и нормативные документы по бухгалтерскому учету предоставляют организациям достаточно свободы для формирования такой Учетной политики, которая учитывала бы специфику их деятельности и условия хозяйствования, но в то же время давала возможность предоставить пользователю (заинтересованным лицам) полную, достоверную и полезную информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации.
Однако во многих ситуациях главным бухгалтерам, формирующим Учетную политику своей организации, трудно ориентироваться в многообразии форм и методов учетных операций. Еще труднее бывает разрабатывать Учетную политику в целях налогообложения. Недостаточно точны, бывают и формулировки законодательства. Огромное количество регламентирующих подзаконных актов. Кроме того, зачастую противоречивые мнения государственных органов (например, Минфина РФ и МНС РФ, МНС РФ и территориальных налоговиков) по различным аспектам нередко создают тупиковые ситуации в части правильного исчисления налогов и сборов, применения льгот.
Обратим внимание на то, что Учетная политика организации составляется главным бухгалтером, а утверждается руководителем. Таким образом, в соответствии с п.9 ПБУ 1/98, Учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, положениями и др.). И, в тоже время, может быть составлена как единый документ – Учетная политика (для целей бухгалтерского и налогового учета) - в котором предусмотрено три раздела: организационно - технический, учетная политика для целей бухгалтерского учета, учетная политика для целей налогового учета; либо двумя документами: Учетной политикой для целей бухгалтерского учета и Учетной политикой для целей налогового учета.
В 2004 году рекомендуется оформлять в виде двух самостоятельных документов. Это не случайно. Наряду с тем фактом, что расчет ряда налогов осуществляется на базе бухгалтерского учета, в нормативных документах по налогообложению существует достаточно большое количество требований, которые нельзя исполнить, используя лишь действующие методы бухгалтерского учета. Это, в свою очередь, привело к необходимости осуществления, наряду с бухгалтерским, еще одного вида учета – налогового. Организации были вынуждены разделить ведение бухгалтерского и налогового учета.
Обязанность ведения налогового учета определена главой 25 Налогового Кодекса Российской Федерации принятого Государственной Думой 16 июля 1998г., одобренного Советом Федерации 17 июля 1998г. с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 23 декабря 2003г. № 185-ФЗ (далее НК РФ). Данный учет необходим для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Для других налогов, установленных НК РФ, такой обязанности нет.
Порядок утверждения и применения определенной Учетной политики для целей налогообложения установлен в главах 21 (ст.167), 25 (ст.313) и 26 (п.2 ст.339) НК РФ, да и то косвенно. Ввиду отсутствия единого подхода законодателя к этому вопросу мы сталкиваемся с тем, что глава 21 НК РФ содержит одни указания по утверждению учетной политики, глава 25 - другие, а в остальных главах вообще нет упоминания об этом.
Рассматриваемая тема актуальна в наше время еще и тем, что на практике к формированию Учетной политики часто относятся формально, ссылаясь на ограниченные требования к ее содержанию. На самом же деле действующая нормативная база позволяет с помощью Учетной политики решать множество задач.
Главной задачей этой работы является детальное рассмотрение, формирования, раскрытия и изменения Учетной политики на предприятии для целей бухгалтерского учета на 2004 год.