Введение:
Одним из ключевых периодов в формировании здоровья будущего поколения является дошкольный возраст. В этом возрасте, происходит активное физическое развитие ребенка, дальнейшее формирование структуры и совершенствование функции внутренних органов, что определяет уровень адаптации организма ребенка к воздействию факторов внешней среды.
Как показывают многочисленные исследования, постоянное проживание в условиях Крайнего Севера оказывает выраженное негативное действие на организм человека, в особенности детей, в том числе, дошкольного возраста (ВЛ. Бисярина, 1978; Г.В. Сендек, 1970; В.М. Андреишина с соавт., 1999; Т.И. Осокина, В.А. Чунтонова, 1981; СВ. Хрущев, 1994 и др.)
Влияние климато-погодных факторов вызывает нежелательные изменения в самочувствии человека, его настроении, снижает уровень двигательной активности и физической подготовленности, усугубляет течение болезней. К климато-погодным факторам относятся следующие показатели состояния окружающей среды: температура воздуха, атмосферное давление, влажность воздуха, сила и направление ветра, фотопериодизм, геомагнитные колебания и др. (А.П. Авцын, 1985; Н.А. Агаджанян, 1994; А.А. Буганов, 2000, 2002; Г.М. Данишевский, 1955, 1968; В.П. Казначеев, 1973, 1974, 1978, 1980; А.П. Милованов, 1977; Л.Е. Панин, 1978;)
Изучение научной и методической литературы показало, что в различные сезонные периоды, влияние климато-погодных факторов на физическое состояние человека не одинаково. Сезонные периоды имеют значительные различия в различных регионах Крайнего Севера. Строгой периодизации характерной для всех регионов Крайнего Севера, не обнаружено. Это даёт возможность утверждать, что сезонная периодизация недостаточно изучена и требует дополнительных исследований, особенно при построении региональных программ физического воспитания, учитывающих влияние климато-погодных факторов на организм детей дошкольного возраста.
5
В настоящее время в научной литературе достаточно объёмно представлены работы, рассматривающие возрастные особенности развития физических качеств в детском возрасте. Данному вопросу посвящены многочисленные исследования в которых авторы выявляют сенситивные (чувствительные) периоды развития физических качеств у детей (О.Г. Аракелян, 1970; В.К. Бальсевич 1986, 1987, 2000; Е.Н. Вавилова, 1970, 1971, 1973, 1983; Л.В. Волков 1984; А.А. Гужаловский, 1973, 1978, 1979, 1984; В.А. Гуляйкин, 1986; Н.В. Зимкин, 1956; А.И. Кравчук 1998 и др.). Исследования, посвященные изучению динамики двигательной активности и физической подготовленности дошкольников в различные сезонные периоды на Крайнем Севере малочисленны, и, как правило, носят фрагментальный характер.
Проблемная ситуация. В сфере физического воспитания детей дошкольного возраста сложилось противоречие между необходимостью увеличения продолжительности регулируемой двигательной активности в режиме дня дошкольного образовательного учреждения и недостаточно разработанным программно-нормативным обеспечением процесса физического воспитания; между естественным повышением и снижением уровня физической подготовленности дошкольников в годичном цикле и отсутствием исследований по вопросам организации и планирования учебного процесса с учетом влияния климато-погодных факторов в различные сезонные периоды.
Исходя из этого, актуальным становится разработка содержания программы физической подготовки детей старшего дошкольного возраста с учетом сезонных колебаний климато-погодных факторов.
Глава 4:
При оценке способности к сохранению равновесия в начале эксперимента в старшей группе А нормативные требования выполнили 50% детей, в группе Б - 42%. По окончании эксперимента число детей в старших группах превышало должный показатель (см. табл.18). В освоении навыка лазания число детей, выполнивших норму, в старшей группе А в начале эксперимента составило 57%, что ниже должного показателя на 22%. По окончании эксперимента данный вид движений качественно выполнили 100% детей. В старшей группе Б число детей, выполнивших нормативные требования в лазании, за время эксперимента не изменилось и составило 88%.
Исходный показатель числа детей, выполнивших норматив в прыжках в экспериментальных группах А и Б находился на одном уровне. В обеих группах с нормативом справились 20% детей. Должный показатель составляет 70% детей, для данной возрастной группы (табл. 18). По окончании эксперимента наблюдалось значительное увеличение числа детей, выполнивших нормативные требования в прыжках. В группе А показатель составил 92%, в Б -81%. Это показывает преимущество методики старшей группы А, которая оказала более эффективное влияние на развитие основного движения «прыжок в длину с разбега».
Детей, освоивших метания, в старших группах до начала эксперимента было значительно меньше уровня норматива. В группе А количество детей, овладевших навыком метания, составило 50%, в группе Б - 33% от общего числа испытуемых. По окончании эксперимента количественный показатель детей значительно увеличился и составил в старших группа 69%.
В показателях ходьбы до начала эксперимента дети, освоившие рассматриваемый вид движений, в экспериментальной группе А значительно уступали дошкольникам группе Б, которая даже превышала нормативный уровень на 15%. По окончании эксперимента с контрольным упражнением в группе А справились 92% детей, в группе Б произошло снижение двигательной подготовленности до 94%.
142
Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что двигательная подготовленность детей старших групп в значительной степени повысилась. Наибольший прирост показателей в старшей группе А в сравнении с группой Б наблюдался в освоении детьми следующих основных движений: бег, ходьба, равновесие, лазание, прыжки. В показателях освоения движений руками и ногами выявлен идентичный уровень в обеих группах. По показателям освоения метаний по окончании эксперимента наблюдался также одинаковый уровень, но прирост за время эксперимента был значительно выше в группе Б.
Изменение двигательной подготовленности детей подготовительных групп за период эксперимента в значительной степени отличалось от старших групп. Из данных табл.18, очевидно, что показатели числа детей, освоивших основные виды движений, значительно возросли за период эксперимента. Исключение составили «движения руками и ногами» в подготовительной группе Б. В данных видах произошло снижение числа детей с 95% - в начале эксперимента до 93% - после окончания в освоении движений руками; с 95% до 97% соответственно - в освоении движений ногами. В подготовительной группе Б, напротив, наблюдается повышение числа детей, освоивших движения руками и ногами. В рассматриваемых видах движений показатель детей, выполнивших нормативные упражнения за время эксперимента, увеличился на 20%.
К окончанию эксперимента 100% детей подготовительных групп овладели навыкам ходьбы. Причем, исходный уровень групп в овладении этим движением был различен. Количество детей, освоивших данный вид движения, был выше на 10% в старшей группе Б.
Исходный показатель числа детей, освоивших бег, составил в группе А -70%, в группе Б - 42%. По окончанию эксперимента детей, освоивших бег в группе А, выявлено 93%, в группе Б - 88%.
Несмотря на то что в группе А количество детей, выполнивших норматив, в процентном отношении больше, чем в группе Б, прирост значительно ниже
143 (табл. 19). Это говорит о том, что, возможно, более выраженное влияние на освоение навыка бега оказала методика физической подготовки, примененная в группе Б.
Заключение:
Результаты проведенного исследования позволили сделать ряд нижеследующих заключений.
На основании данных педагогических наблюдений выявлено, что независимо от уровня двигательной активности, у детей существуют периоды роста, спада и стабилизации продолжительности двигательной активности в течение учебного года. Исходя из этого, весь период пребывания детей в условиях Крайнего Севера в течение учебного года был разделен нами на пять сезонных периодов: первый - с 16-20.09 по 1-5.11 - «Осенний» (1,5 месяца), второй - с 06.11 по 15-20.12 - «Вход в полярную ночь» (1,5 месяца), третий — с 21.12 по 6-10.02 -«Полярная ночь» (1 месяц 20 дней), четвертый - с 11.02 по 1-5.04 - «Выход из полярной ночи» (1 месяц 25 дней) и пятый период с 6.04 по 11-15.05 - «Весенний» (1 месяц 10 дней). Выявленные сезонные периоды изменения ДА дошкольников послужили «временными рамками» для
153 проведения констатирующего педагогического эксперимента и этапами при составлении экспериментальных программ.
Анализ динамики показателей физического развития старших дошкольников позволил заключить, что климато-погодные факторы в различные сезонные периоды практически не оказывают влияния на весо-ростовые показатели старших дошкольников. Выявлен равномерный прирост показателей массы и длины тела старших дошкольников на протяжении учебного года в каждом сезонном периоде. Вместе с тем, в периоде «полярной ночи» повышаются функциональные возможности внешнего дыхания у детей старшей и подготовительной группы, что проявляется в повышении ЖЕЛ до максимального уровня за весь период исследования, причем на фоне стабилизации экскурсии грудной клетки. В периоде «входа в полярную ночь» и «выхода» из нее выявлено значительное снижение ЖЕЛ в обеих возрастных группах. В то же время, в обеих возрастных группах в эти периоды выявлено повышение показателей экскурсии грудной клетки. Исключение составили показатели старшей группы в периоде «выхода из полярной ночи», в котором наблюдается стабилизация показателей экскурсии грудной клетки. Данные изменения, по нашему мнению, носят адаптивный характер.
Вместе с тем, совершенно другая картина наблюдается при анализе динамики уровня развития физических качеств детей 5-7 лет, занимающихся по традиционной программе физического воспитания, в различные сезонные периоды учебного года. На основании тестирования определено, что на протяжении учебного года достоверно развиваются: в «осеннем» периоде в подготовительной группе - ловкость, гибкость, и быстрота; В периоде «входа в полярную ночь» в обеих группах - быстрота и скоростная сила, в старшей -ловкость и в подготовительной группе - выносливость; В периоде «полярной ночи» - только ловкость в старшей группе; В периоде «выхода из полярной ночи» в обеих группах - выносливость и скоростная сила, в подготовительной группе - ловкость, быстрота и общая выносливость; В «весеннем» периоде в старшей группе - ловкость и гибкость, но ухудшается быстрота. В
154 подготовительной группе в этом периоде ухудшается статическая сила.
Необходимо подчеркнуть, что изменение уровня развития ФК у дошкольников старшей и подготовительной групп происходит гетерохронно в различные сезонные периоды. Это показывает, что изменение уровня развития физических качеств происходит не только под влиянием климато-погодных факторов, но и возрастных особенностей дошкольников.