Введение:
Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем современной логопедии.
В современной педагогике решение этой проблемы осуществляется с учетом закономерностей речевого развития детей в норме на этапе онтогенеза. А.Н.Гвоздев в своих исследованиях, посвященных этому вопросу, выделяет два этапа формирования грамматического строя речи.
Первым является этап практического овладения грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье. На втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.
Выделяют два этапа формирования грамматического строя речи. Первым является этап практического овладения грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье. На втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.
Формирование практических грамматических умений осуществляется на специфических уроках формирования грамматического строя речи. Их цель - практическое усвоение, конкретизация и автоматизация у дошкольников грамматических закономерностей и обобщений.
Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.
У большинства дошкольников с ОНР имеется недоразвитие неречевых психических функций, которые тесно связаны с речью, таких как внимание, восприятие, память, мышление. Для этих детей характерны как типологические, так и индивидуальные особенности состояния речевых и неречевых психических функций.
Речевое развитие детей с ОНР имеет ряд специфических особенностей, которые и определяют методику работы по формированию грамматического строя речи.
Формирование практических грамматических умений детей с ОНР осуществляется на специфических уроках формирования грамматического строя речи. Их цель - практическое усвоение, конкретизация и автоматизация у слабослышащих учащихся грамматических закономерностей и обобщений.
Е.Е.Вишневская выделяет три типа уроков формирования грамматического строя речи:
Глава 3:
Организационный момент. Дети придумывают и произносят предложения с предлогом из-зао любом домашнем животном (на доске картинка с изображением фермерского хозяйства).
1.Логопед напоминает пространственное значение предлога из-заи выставляет на доску схему предлога. Затем он берет в руки коробку с фишками, показывает картинку (бегущие спортсмены) и предлагает детям составить разные предложения по вопросу: Откуда выбежали бегуны? (из-за поворота, леса, холма, горы, дома, рощи, школы, остановки, аптеки, детского сада, поликлиники, булочной, бензоколонки и пр.).
За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Логопед следит, чтобы дети слушали и не повторяли друг друга. В конце упражнения по количеству полученных фишек определяется победитель.
2.Составление сказки о Дюймовочке.
Логопед выставляет на фланелеграф картинки: Дюймовочка, жаба, мышка, улитка, жук, божья коровка, паучок и ласточка. На столе у логопеда картинки, изображающие различные «убежища» для маленьких животных: камень, грибок, цветок, кустик земляники и т. п.
Логопед объясняет детям, что сейчас они вместе придумают новую сказочную историю про Дюймовочку, и напоминает, что Дюймовочка убегала от жабы. Логопед побуждает фантазию детей и предлагает, чтобы в сказке Дюймовочке помогали разные маленькие животные, говоря, например:
—Ведь они боятся человека, даже такой маленькой девочки. Наверное, животные прятались за разными предметами, а когда Дюймовочка приближалась, переставали бояться и выходили ей навстречу.
Таким образом дети подготавливаются к придумыванию сказки, где необходимо составление предложений с предлогом из-за.
Когда составление сказочной истории закончено и «отредактировано» логопедом, 2—3 предложения с предлогом из-за дети выкладывают здесь же, на фланелеграфе (на символе предлога — зеленом прямоугольнике, так же, как в случае с предлогом из-под, написаны буквы).
3.Динамическая пауза. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Логопед объясняет, что будет называть места, куда можно спрятаться, зайти, а нужно назвать противоположное направление — откуда можно выйти; затем бросает детям по очереди мяч, произнося словосочетания: за угол, за ворота, за гараж, за шалаш, за коляску, за баню, за теплицу, за стог сена, за будку, за машину, за забор и т. п. (желательно использовать те названия, которые не звучали в занятии либо недостаточно усвоены детьми).
4.Работа с индивидуальным наглядным материалом.
У детей на столах картинки, изображающие субъектов действий: насекомых, домашних животных и диких зверей, людей, птиц. Логопед предлагает детям составить предложения о своем персонаже с предлогом из-за.
Заключение:
Уровень сформированности словесных средств общения считается одной из важных детерминант психического и личностного развития ребенка. Проблема поисков наиболее эффективных путей развития грамматического строя речи детей с ОНР и сегодня остается по-прежнему нерешенной (Л.А.Головчиц, Л.П.Носкова, Г.Л.Зайцева).
В завершение работы можно сделать следующие выводы:
1. У детей с ОНР дошкольного возраста имеются особенности и задержки в развитии речи, обусловленные общими закономерностями психического развития и структурой дефекта. Таким образом, наша гипотеза полностью подтвердилась.
2. Работа по целенаправленному формированию потребности дошкольников как в словесном общении в целом, так и в речевом взаимодействии в кон¬кретных ситуациях обеспечивает прочную основу для введения в речь дошкольни¬ков с ОНР определенных типов высказываний.
3. В целях активизации общения дошкольников с ОНР обнаруживается необходимость специального обучения возможным спо¬собам общения на основе словесной речи. Формирующиеся в ДОУ элементарные способы общения в конкретных предметно-действенных ситуациях требуют дальнейшей отработки их на разных этапах совместной предметно-практической деятельности дошкольников для обеспечения боль¬шей результативности речевого взаимодействия учеников в процессе общей работы.
4. Результаты синтаксического и морфолого-грамматического анализов детских высказываний позволяют сделать вывод о том, что в ходе целенаправленной работы по формированию речевого общения происходит не только развитие разговорной речи (овладение коммуникативными умениями, типами высказываний), но усваивается и сама система языка с его морфологией, синтаксисом, грамматикой.
5. В условиях педагогической организации со¬вместной деятельности дошкольников с ОНР в целях активизации их речевой коммуникации необходимо специальное обучение дошкольников взаимодействию: формирование возможных способов общения на основе словесной речи с учетом форм социального поведения и реализации различных коммуникативных намерений. Введение типов вы¬сказываний в самостоятельную речь дошкольников с ОНР должно осуществляться в усло¬виях формирования их речевой деятельности, в частности, обеспечения мотивированно¬сти речевого взаимодействия участников общей работы.