Введение:
Налоговая система представляет собой совокупность видов и методов управления ею. Это определенная система принципов построения взаимоотно-шений субъектов налогового права, базирующаяся на фундаментальных, исто-рически сложившихся принципах налогообложения и принципах которые вы-текают из национальных особенностей экономики и политики, закрепленных в Конституции того или иного государства. Это система методов и органов управления налоговыми отношениями в соответствии с правами и обязанно-стями сторон, принятыми в Конституции страны и своде налоговых законов – Налоговом кодексе.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику важное место относится к налогам. В ус-ловиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные яв-ления рынка. Налоги как вся налоговая система, является мощным инструмен-том управления экономикой в условиях рынка. Налоги всегда привлекали обо-стренное внимание не только властей (правительство) всех стран и народов, но и, разумеется, тех, кто их платил, а также науку. Такое внимание было и остает-ся оправданным, поскольку налоги это:
вычеты из доходов налогоплательщиков;
основной источник доходов современных государств;
эффективный инструмент регулирования рыночной экономики (в сочета-нии с денежно-кредитными инструментами).
История налогов насчитывает тысячелетия. Их появление связано с появ-лением первых государств. Вначале это были бессистемные, обязательные платежи в виде податей, рентных платежей, уплачиваемые большей частью в натуральной форме. Затем стали вводиться регулярные, денежные налоги. По-степенно налоги превращаются в постоянный источник обеспечения государст-ва средствами для выполнения им общественных обязанностей. В странах с развитой рыночной экономикой посредством налогов формируется свыше 80 процентов всех доходов государства.
Нестабильность налогов, постоянный пересмотр ставок, количества нало-говых льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно для российской нынешней экономики, а также препятствует инвестициям как оте-чественным, так и иностранным. Поскольку государство заинтересовано в полной уплате налогов, любая ошибка в учетной работе, повлекшая за собой недоплату налога, других обязательных платежей и вовремя не обнаруженная, может вызвать тяжелые, а часто и необратимые негативные для организаций последствия при выявлении этой ошибки проверками налогового органа. Не-стабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема ре-формы налогообложения.
Глава 3:
В первом случае сумма налога исчисляется с фактически полученных до-ходов и уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за тот же период времени, но не более чем на 50%. Во втором случае налог считается с разницы между фактически полученными доходами и фактически произведенными расходами (кассовый метод), страхо-вые взносы сумму налога не уменьшают. Кроме того, если сумма налога, ис-численного с разницы между доходами и расходами, меньше 1% от суммы до-ходов (минимальный налог), уплачивается минимальный налог (ст.346.18 НК РФ).
Рассмотрим табл.15 более подробно.
Различия между объектами налогообложения заключаются в применении при исчислении единого налога разных налоговых ставок и порядке формиро-вания налоговой базы. Если в качестве объекта налогообложения выбраны до-ходы, для исчисления единого налога не имеют значения осуществленные на-логоплательщиком расходы.
Для налогоплательщиков, которые в качестве объекта налогообложения выбрали доходы, уменьшенные на величину расходов, в ст.346.16 НК РФ пре-дусмотрен порядок признания расходов. (Перечень расходов, уменьшающих полученные доходы, является закрытым.) При этом необходимо, чтобы расхо-ды соответствовали критериям, установленным в ст.252 НК РФ. Кроме того, расходы, приведенные в закрытом перечне, принимаются для целей налогооб-ложения применительно к порядку, предусмотренному в статьях 254, 255, 263 и 264 НК РФ. Эти условия распространяются как на организации, так и на инди-видуальных предпринимателей.
В закрытом перечне расходов, на которые можно уменьшить полученные доходы, отсутствуют расходы на приобретение покупных товаров с целью их дальнейшей перепродажи.
Также в п.3 ст.346.16 НК РФ установлен порядок уменьшения доходов на расходы, связанные с приобретением основных средств, как приобретенных до применения упрощенной системы, так и после перехода на упрощенную систе-му.
Налогоплательщики, выбравшие объектом налогообложения доходы, имеют право уменьшить сумму единого налога (квартальных авансовых плате-жей), подлежащих уплате в бюджет на сумму страховых взносов на обязатель-ное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей) не может быть умень-шена более чем на 50%.
Например, ООО «Строймонтажсервис», выбравшее в качестве объекта на-логообложения доходы, рассчитывает сумму налога за 2003 год. Сумма факти-чески полученных доходов за 2003 год составила 2 500 000 руб. Сумма факти-чески уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2003 год составила 280 000 руб.
Заключение:
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Чем проще налоговая система, тем проще определять эко-номический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Нало-говым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что по-зволяет уменьшить число работников в финансовых органах.
Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах вообще существует один единственный налог на добавленную стоимость.
В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего, предприятие платит пени за несвое-временную уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специ-ально усложняют, чтобы получать пени от налогов.
Кроме того, многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы из которых они отчисляются, очень не однозначно указывают все не-обходимые элементы налогов. Поэтому спустя несколько месяцев после опуб-ликования Закона (который тоже не всегда можно найти) начинают появ-ляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот на-лог правильно считать.
Еще один недостаток нашей налоговой системы - это ее неста-бильность. Налоги вводятся и тут же отменяются, не проработав и года.
Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются, в лучшем случае, от-дельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предос-тавляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципи-ально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную нало-говую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обоб-щенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах За-пада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы со-вершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике эконо-мических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищу-щей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.