Дипломная по теме: Ликвидность и платежеспособность банка

Название работы: Ликвидность и платежеспособность банка

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Банковское дело

Страниц:

118 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬЮ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 6

1. УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 6

1.1. Потребность коммерческого банка в ликвидных средствах 6

1.2. Теория управления ликвидностью коммерческого банка 12

1.2.1. Управление активами 13

1.2.2. Управление пассивами 26

2. УПРАВЛЕНИЕ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬЮ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ 30

2.1. Теория управления платежеспособностью 30

2.2. Функции Национального банка Республики Казахстан, направленные на поддержание платежеспособности банковской системы 31

2.3. Управление надежностью коммерческого банка 37

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЛИКВИДНОСТИ БАЛАНСА И АНАЛИЗ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 46

1. ОЦЕНКА ЛИКВИДНОСТИ БАЛАНСА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 46

1.1. Механизм управления ликвидностью 49

1.2. Коэффициенты ликвидности 55

1.3. Расчет коэффициентов ликвидности для Алматинского управления Туранбанка и их анализ 57

2. РАСЧЕТ ПРУДЕНЦИАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ НА ПРИМЕРЕ АЛМАТИНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТУРАНБАНКА И ИХ АНАЛИЗ 59

3. АНАЛИЗ НАДЕЖНОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 64

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЛИКВИДНОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ БАНКА 66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75

ПРИЛОЖЕНИЯ 76

Выдержка:

Введение:

Во введении к данной дипломной работе можно сказать, что проблема ликвидности коммерческих банков стоит очень остро в условиях переходной экономики во многих стра-нах СНГ, в том числе и в Казахстане.

Если проанализировать развитие банковской системы в Республике Казахстан, то можно сказать, что с января 1995 года началось количественное сжатие банковской системы, основной целью которого явилось повышение надежности банковской системы республики. Сжатие банков достигалось путем ужесточения требований Национального банка, усиления конкуренции между банками. Основной задачей Национального банка стало качественное улучшение деятельности всех банков и формирование групп (10-15 банков), приближающих-ся к мировым стандартам.

На 1 января 1995 года было зарегистрировано 237 банков, из них 25 имели генераль-ную валютную лицензию, по размеру уставного фонда они относились к самым крупным банкам республики. Из общего числа только 8 банков имели уставной фонд от 5 млн. долла-ров и выше.

На 1 марта 1995 года в республике действовало 178 банков, а на 1 июня 1995 года - 167 банков. Уставной фонд банков, зарегистрированных на 1 июня 1995 года составил 7,2 млрд. тенге, собственный капитал - 8,2 млрд. тенге.

На 1 сентября 1995 года действовало уже 147 банков, из которых 83 были сосредото-чены в Алматы.

К началу 1995 года Национальный банк широко использовал механизм пруденциаль-ных нормативов. В настоящее время Национальный банк контролирует выполнение сле-дующих нормативов:

1. Минимальный уставной фонд.

2. Достаточность капитала.

3. Максимальный риск на одного заемщика.

4. Коэффициент ликвидности.

5. Резервные требования.

6. Валютная позиция.

7. Достаточность средств на приобретение основных средств.

Выполнение или невыполнение нормативов является основным критерием оценки деятельности банков. За период с 1993 по 1995 год были отозваны лицензии на проведение банковских операций у 80 банков за невыполнение ими нормативных требований.

В конце 1995 года процесс ликвидации переживали 62 банка. На конец 1995 года в Казахстане действительно ликвидировано только 6. В некоторых случаях эта процедура тя-нулась даже 2 года.

Национальный банк как орган государственного регулирования прилагал усилия к то-му, чтобы придать нужное направление к происходящим изменениям в банковском секторе. Некоторые процессы уже не идут так стихийно, такие, например, как слияние банков, кото-рому создается режим благоприятствования. По ряду банков в соответствии с законодатель-ством, возможно, будет введен режим консервации.

Достаточно длительное время находился в режиме санации один из крупнейших, так называемых, «бывших» банков - Агропромбанк. Судя по нынешнему состоянию банка сана-ция дала необходимые результаты, банк осуществляет расчетно-кассовое обслуживание и пытается вернуть потерянных клиентов.

Но, как показали события 1996 года, процедура санации не всегда приводит к удовле-творительным результатам и от банкротства не застрахованы даже крупнейшие казахстан-ские банки, не говоря о средних и мелких.

Итогом всего вышеперечисленного является то, что количество банков второго уров-ня на декабрь 1996 года составляло 106 и имеется тенденция к дальнейшему сокращению их количества, что возможно приведет к улучшению качества их работы, а также повысит на-дежность и ликвидность банковской системы в целом.

На 1 марта 1997 года в республике функционировало 100 банков второго уровня. Из них 4 государственных, 1 межгосударственный, 7 банков с иностранным участием. Нацио-нальный банк продолжает банковско-надзорную работу как в области дистанционного над-зора, т.е. контроля за выполнением пруденциальных нормативов по предоставляемой банка-ми отчетности, так и внутри банков с помощью банковских инспекций. За систематическое нарушение установленных Нацбанком пруденциальных нормативов и других норм, в февра-ле этого года у 7 банков были аннулированы лицензии на проведение отдельных банковских операций. В черный список вошли АПБ «Казпочтабанк», АБ «Сары-Арка банк», ЧБ «Жал-гас», ОАО «Игилик-банк», АБ «Ак-тобе», ЗАО «Алга-банк», АБ «Цветметбанк». Также за на-рушение нормативных актов и невыполнение предписаний Нацбанка уже в марте были ото-званы разрешения на открытия и аннулированы лицензии на проведение банковских опера-ций у следующих акционерных банков - «Алтындан банк», «Паритет», «Казтрансбанк».

Кроме того необходимо отметить недоверие населения страны к коммерческим бан-кам. Поэтому способность удовлетворять обязательства перед клиентами в любое время яв-ляется немаловажным фактором в конкурентной борьбе.

Глава 3:

В целом же, для распознавания рисков несбалансированности ликвидности баланса и неплатежеспособности коммерческого банка требуется создание специальной системы еже-дневного контроля за уровнем приведенных в первой и второй главах показателей, анализа факторов, влияющих на их изменение. Для этого целесообразно создание базы данных, по-зволяющей оперативно получать всю необходимую информация для выполнения аналитиче-ской работы, на основе которой будет формироваться политика банка. В качестве источни-ков для формирования базы данных банком могут рассматриваться заключенные и прораба-тываемые кредитные и депозитные договора, договора о займах у других банков, сведения о плановой потребности в кредите, ежедневная сводка оборотов остатков по балансовым сче-там, ежедневная ведомость по лицевым счетам, сведения по внебалансовым счетам, сведения об оборачиваемости кредитов и т.п.

На основе базы данных банком ежедневно должны раскрываться значения показате-лей платежеспособности и ликвидности и проводиться анализ перспектив развития операций банка с учетом норм платежеспособности и ликвидности. Это позволяет взаимоувязать ре-шение вопросов по размещению средств, привлечению ресурсов, увеличению собственных средств банка, расширению участия банка в других предприятиях и банках, по поиску ис-точников дополнительных доходов и развитию новых операций коммерческого банка с тре-бованиями соблюдения его ликвидности и платежеспособности. Рассмотренный анализ дает возможность предвидеть различные изменения уровня ликвидности и платежеспособности коммерческого банка и своевременно принять необходимые меры по их стабилизации.

В международной практике менеджеры по управлению ликвидности банков разрабо-тали ряд практических рекомендаций по улучшению этого вида деятельности. Первая из них состоит в том, что менеджеры по управлению ликвидностью должны контролировать дея-тельность всех отделов банка, отвечающих за использование и привлечение средств, и коор-динировать свою деятельность с работой этих отделов.

Вторая рекомендация заключается в том, что менеджеры по управлению ликвидно-стью должны предвидеть когда наиболее крупные вкладчики и пользователи кредитов банка планируют снять средства со счета или увеличить вклады. Это позволяет управляющим пла-нировать свои действия в случае возникновения дефицита или излишка ликвидных средств.

В соответствии с третьей рекомендацией, менеджеры по управлению ликвидностью в сотрудничестве с высшим руководством и руководителями отделов должны быть уверены, что приоритеты и цели управления ликвидными средствами очевидны. В недавнем прошлом при размещении средств ликвидность банка часто имела высший приоритет. Сегодня управ-лению ликвидными средствами в общем отводится роль вспомогательного механизма в сравнении с приоритет банка №1 - предоставлением займов всем категориям клиентов. Банк должен предоставлять любые выгодные займы, ставя перед управляющим ликвидными сред-ствами задачу изыскания достаточных денежных средств для обеспечения кредитов.

Суть четвертой рекомендации состоит в следующем: потребности банка в ликвидных средствах и решение относительно их размещения должны постоянно анализироваться в це-лях избежания и излишка, и дефицита ликвидных средств. Излишние ликвидные средства, которые не реинвестируются в тот же день, ведут к потерям доходов банка, в то время как их дефицит должен быть быстро ликвидирован во избежание неблагоприятных последствий поспешных займов или продаж активов, также ведущих к потерям доходов.

Таким образом, каждый коммерческий банк должен самостоятельно обеспечивать поддержание своей ликвидности на заданном уровне на основе как анализа ее состояния, складывающегося на конкретные периоды времени, так и прогнозирования результатов дея-тельности и проведения в последующем научно обоснованной экономической политики в области формирования уставного капитала, фондов специального назначения и резервов, привлечения заемных средств сторонних организаций, осуществления активных кредитных операций.

Заключение:

К концу 1997 г. операции с государственными ценными бумагами на вторичном рын-ке должны стать основным инструментом денежно-кредитной политики. В соответствии с этим банк намерен проводить новую денежную политику, отвечающую требованиям и про-цедурам кредитования. В данном направлении банк ориентируется на отраслевые промыш-ленные предприятия Республики. При этом львиная доля работающих активов придется на операции с ценными бумагами. Причем банком планируется активное участие не только на казахстанском рынке ГКО, но и на рынках ближнего зарубежья (в частности на российском рынке).

Также в соответствии с законом Правительство сначала выкупило 100% пакета акций, принадлежавшего акционерам. Затем была объявлена новая эмиссия на сумму 4700 млн. тен-ге, которую полностью оплатило Правительство. Сегодня идет подготовка нового проспекта эмиссии, размер которой будет доведен до 7 млрд. тенге. Она тоже будет оплачена прави-тельством и войдет в госпакет. Таким образом, приобретая акции новых эмиссий «Банка Ту-ранАлем», Правительство оказывает ему финансовую помощь. Эти деньги пойдут на финан-совое становление банка.

После того, как начнется разгосударствление банка часть акций, возможно, будет раз-мещено на отечественном фондовом рынке. Но основной пакет, скорее всего, будет предло-жен стратегическому институциональному инвестору.

Вообще за время, прошедшее с момента объединения Туранбанка и Алембанка, было сделано много позитивных шагов. Во-первых, определилась структура филиальной сети. На сегодня действует 63 филиала, из них 21 был объединен в результате слияния. Во втором квартале целесообразность существования некоторых региональных отделений, возможно, будет снова пересмотрена.

Во-вторых, была изменена внутренняя структура банка. Создано много управлений, которые позволят «Банку ТуранАлем» быстро и эффективно развиваться - это управление пассивами и активами банка, управление бюджетного планирования, управление по работе с нематериальными активами и т.д. Для работы в них пришли опытные специалисты, как из внутреннего состава банка, так и приглашенные «со стороны». В то же время произошло со-кращение штата на 900 человек, до 3100 штатных единиц. В новый состав правления вошли 8 человек.

Созданы новые эффективные механизмы контроля. Более четко разграничена дея-тельность back-office и front-office.

В-третьих, «Банк ТуранАлем» недавно стал финансовым агентом Минфина по разме-щению НСО. Причем у банка довольно крупный пакет облигаций - на сумму 100 млн. тенге. Это подтверждает, что в банке установилась положительная динамика развития.

Кроме того, подписано Агентское соглашение с Минфином РК по обслуживанию кре-дитов по иностранным кредитным линиям Канады, Пакистана и Бангладеш.

В планах банка - расширение деятельности в области торгового финансирования экс-порта-импорта, увеличение объемов банковских операций, дальнейшая работа по карточкам Visa, Master Card.

Итак, как видно на примере «Банка ТуранАлем», управление ликвидностью и плате-жеспособностью становится все более актуальной для банковской системы Республики Ка-захстан. Вследствие этого банки должны больше уделять внимания своей надежности, управлению активами и пассивами с учетом финансовых условий на денежном рынке. Лик-видность также можно обеспечить, поддерживая высокий уровень кассовой наличности или помещая средства в высоколиквидные активы, а также гарантировав банку возможность привлекать дополнительные вклады и занимать деньги из других источников.

Наряду с этим, поскольку в процессе деятельности коммерческого банка затрагивают-ся имущественные и иные экономические интересы широкого круга предприятий, организа-ций, граждан, которые являются его акционерами, вкладчиками, кредиторами, государство в лице Национального банка Республики Казахстан, давшего лицензию (разрешение) на дея-тельность коммерческого банка и тем самым в определенной мере поручившись за закон-ность, правомерность и надежность его работы, осуществляет надзор за его деятельностью, состоянием ликвидности, финансовым положением с использованием как экономических, так и административных методов управления.

Таким образом, банкам желательно использовать свои потенциальные возможности для повышения уровня ликвидности и платежеспособности с помощью средств, методов и рекомендаций, описанных в данной дипломной работе.

Похожие работы на данную тему